Введение является важнейшей частью дипломной или курсовой работы по психологии. Именно введение – это то, что первым делом смотрит проверяющий работу, то, что создает общее впечатление о ней. Поэтому во введении крайне важно корректно отразить основную суть работы и продемонстрировать понимание основных вопросов, связанных с исследуемой темой.
Обычно введение состоит из строго заданных требованиями ВУЗа элементов, которые включают обозначение актуальности, разработанности темы, формулировки проблемы, цели, объекта и предмета, задач и гипотез исследования, теоретической основы, методов и методик исследования, определения выборки и базы, практической и теоретической значимости полученных результатов. Чаще всего, конкретные пункты введения отражаются в методичке ВУЗа.
Рассмотрим более подробно перечисленные элементы введения.
Первое, что студенту важно определить в своей работе по психологии – это актуальность, то, почему вообще стоит исследовать данную тему. Формулировка актуальности обычно происходит от общего к частному, начинаясь с реальной психологической проблемы. Например, мы пишем дипломную на тему «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков». В таком случае мы можем формулировать актуальность следующим образом:
Таким образом, мы выделили конкретную проблему, связанную с развитием подростка, и обосновали, почему её важно исследовать.
Этот пункт, который отражает то, как наша тема изучалась другими учеными. В данном контексте также стоит идти от общего к частному, сначала указывая ученых, которые внесли вклад в изучение описываемой области в целом, переходя к авторам, рассматривающих конкретно нашу тему. Обратимся к примеру с работой на «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков».
Основной проблемой здесь является изучение школьной тревожности подростков, значит, нам необходимо
1)Перечислить авторов, которые рассматривали эту тему;
2) Перейти к частному – причинам школьной тревожности;
3)Завершить это анализом современных исследований, где изучается связь школьной тревожности и самоотношения подростков.
Это может быть сформулировано так: «Школьная тревожность как одна из проблем развития детей рассматривалась А.М. Прихожан, Л.М. Костиной, А.В. Микляевой, П. В. Румянцевой. Изучению психологических причин школьной тревожности подростков посвящены работы Р.С. Гаркуши, Ж.Г. Гараниной и Н.С. Русяйкиной, А.Ю. Тихоновой и др. При этом, хотя самоотношение рассматривается рядом авторов во взаимосвязи с личностной тревожностью (О.А. Щербинина, Е.А. Цербе, М.В. Кузьмина), именно школьная тревожность как особый вид тревожности, который может быть связан с самоотношением, исследуется слабо».
Данный элемент работы требуется некоторыми ВУЗами и представляет особую сложность для студентов. Проблема исследования основывается на противоречивости, дефиците знаний в определенной области. Так, в случае с дипломной работой на тему «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков», существует очевидный дефицит исследований, которые рассматривали бы во взаимосвязи с самоотношением школьную тревожность, хотя личностной тревожности подростков в целом уделяется достаточно много внимания.
Другой пример: мы исследуем тему «Особенности переживания одиночества во взаимосвязи с личностными чертами студентов». В данном случае проблема исследования может состоять в том, что изучению связи переживания одиночества и личности посвящено множество работ, однако, большинство из них рассматривает взрослый и пожилой возраст, тогда как студентам уделяется недостаточно внимания. Таким образом, в обоих случаях мы подчеркиваем недостаток данных как источник проблемы.
Представляет собой важнейший компонент любой курсовой, дипломной и магистерской работы по психологии. Именно цель отражает то, на что направлена наша работа, указывает на конечный результат работы. Цель исследования чаще всего формулируется в терминах «изучить», «исследовать», «апробировать», «разработать». Цель может быть сформулирована в общем виде, например:
Также цель может быть прописана более конкретно:
Чаще всего, второй вариант является более предпочтительным, т.к. он более конкретно указывает, чего мы хотим достичь в своей работе.
Объект и предмет исследования отражают конкретные феномены, которые будут изучаться в рамках нашей работы по психологии. Причем объект представляет собой более обобщенную формулировку, тогда как предмет уточняет, конкретизирует то, что мы исследуем. Объектом могут быть:
В ряде работ в качестве объекта определяют целевую аудиторию, которую мы исследуем (студенты, подростки мужского и женского пола, руководители организаций), однако, такое происходит редко.
Предмет исследования – это то, что именно мы изучаем в рамках конкретного объекта, это свойства объекта, которые представляют для нас интерес в контексте работы. Предметом могут быть определенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Например, в нашей работе на тему «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков» объектом может быть как школьная тревожность, так и личность подростка в целом. Предметом же будет являться конкретное явление – взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростка.
Отражают то, что нам необходимо сделать для достижения цели исследования. Условно все задачи мы можем разделить на теоретические и эмпирические, первые относятся к теоретической части исследования, вторые – непосредственно к практике. Чаще всего для формулировки задач используются такие термины как «проанализировать», «рассмотреть», «установить», «систематизировать», «выявить», «диагностировать», «определить», «разработать», «сделать выводы». Обычно задачи формулируются кратко, и их количество составляет от 3-4 до 7-8 штук. Приведем пример задач, которые могут быть реализованы в контексте цели работы на тему «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков»:
Гипотеза – важнейший элемент эмпирического исследования в рамках работы по психологии. Гипотеза – это наше предположение о том, каким могут быть результаты исследования. Правильно сформулированная гипотеза отражает полноценное понимание темы студентом, его ориентацию в рамках обозначенной проблемы. На основе гипотезы подбираются методы исследования, которые помогут нам в её проверке. Чаще всего все гипотезы в дипломных и курсовых работах сводятся к сравнению, поиску взаимосвязи или подтверждению эффективности разработанной программы. Так, в случае работы на тему «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков», гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: «Существуют взаимосвязи между школьной тревожностью и самоотношением подростков» - т.е. такой гипотезой мы предполагаем, что между показателями школьной тревожности и самоотношения у подростков будут наблюдаться значимые связи.
В исследовании может быть не одна, а несколько гипотез. Например, если в работе на «Особенности переживания одиночества во взаимосвязи с личностными чертами студентов» мы разделяем выборку на лиц мужского и женского пола, мы можем выдвинуть две гипотезы:
1) существуют связи одиночества и личностных особенностей, которые различаются у студентов мужского и женского пола;
2) уровень одиночества различается у студентов мужского и женского пола.
Таким образом, имеют место две гипотезы – одна отражает необходимость установления связей, вторая – изучения различий между студентами мужского и женского пола.
Может иметь место и иная ситуация, когда мы выделяем общие и частные гипотезы. В таком случае общая гипотеза отражает обобщенное предположение о результате исследования, тогда как частная конкретизирует его. Например, в исследовании на тему «Взаимосвязь психологического благополучия и удовлетворенности трудом сотрудников» общая гипотеза может звучать следующим образом:
«Существуют связи между психологическим благополучием и удовлетворенностью трудом у сотрудников».
Тогда в частных гипотезах нам необходимо отразить, какие именно показатели исследуемых явления связаны, и каков характер предполагаемой связи. В данном случае частные гипотезы могут быть следующими:
1) Общий уровень психологического благополучия положительно коррелирует с удовлетворенностью трудом сотрудников;
2) Позитивные отношения как показатель психологического благополучия положительно коррелирует с удовлетворенностью отношениями с коллегами и начальством.
При формулировке гипотезы крайне важна её обоснованность. Мы не можем предположить что-то, не основываясь ни на каких психологических данных, важно опираться на результаты существующих исследований или практический опыт. Так, если исследования предполагают, что в пожилом возрасте уровень одиночества повышается, нелогичной является проверка гипотезы о том, что у лиц взрослого возраста уровень одиночества выше, чем у пожилых людей. Обоснование гипотезы, как правило, не обязательно указывать во введении, однако, важно уметь объяснить, почему вы сформулировали именно такую гипотезу, а не другую.
Это те концепции, на которые мы опираемся в ВКР. Любая научная работа по психологии основывается на уже имеющихся данных об изучаемой теме, которые отражаются в теоретической части работы. Чаще всего, они характеризуют общие подходы к изучаемому феномену, базовые определения и закономерности его функционирования.
Данный пункт отличается от разработанности темы, т.к. разработанность – это отражение результатов исследований, которые уже проводились другими авторами по нашей теме, тогда как теоретическая основа – это конкретные концепции, которыми мы руководствуемся, однако, ряд авторов в разработанности темы и в теоретико-методологической основе исследования может совпадать. Например, если мы изучаем тревожность, нам важно определить, какие именно подходы к тревожности мы считаем основными для нашей работы. Это могут быть:
Другой пример: в работе на тему «Особенности эмоционального интеллекта подростков» в качестве теоретическо-методологической основы мы можем обозначить:
Данный пункт отражает, как именно мы планируем достигнуть цели исследования, какие методы для этого будут применены. Этот пункт пишется на основе существующих в психологии классификаций методов исследования. Как правило, в его контексте выделяют три группы методов:
В этом пункте отражаются методики, подобранные для решения поставленных нами задач и подтверждения гипотезы исследования. Количество методик в работе обусловливается многими факторами: спецификой работы (курсовая, бакалаврская, магистерская и т.д.), требованиями вуза, собственно целями исследования. При описании указывается полное название методики с авторами оригинального варианта и адаптации (при наличии).
Здесь необходимо описать, кто именно участвует в нашем исследовании. Чаще всего в работах мы делим общую выборку на группы, что отражается в данном пункте, например:
Как правило, в описании выборки во введении хватает двух показателей респондентов: возраста и пола, однако, в ряде случае руководитель может потребовать описать респондентов более подробно (уровень образования, семейное положение, профессия и т.д.).
В базе исследования отражается место, где мы брали респондентов. Это может быть конкретная школа, больница или иное учреждение, группы в социальных сетях, центры психологической помощи.
Важный раздел, который отражает вклад, внесенный результатами вашего исследования в науку с точки зрения теории и практики. Практическая значимость связана с реальными вариантами применения результатов вашего исследования, она может состоять в следующем:
Теоретическая значимость касается того, какой вклад ваши результаты вносят в теоретическую науку – дополняют представления о чем-то, заполняют пробел в знаниях. Например, в уже описанной нами работе по на тему «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков» практическая и теоретическая значимость могут быть определены так: