Главная / Главное о ВКР по психологии / Введение к дипломной, магистерской, курсовой работе по психологии

Введение к дипломной, магистерской, курсовой работе по психологии

Введение является важнейшей частью дипломной или курсовой работы по психологии. Именно введение – это то, что первым делом смотрит проверяющий работу, то, что создает общее впечатление о ней. Поэтому во введении крайне важно корректно отразить основную суть работы и продемонстрировать понимание основных вопросов, связанных с исследуемой темой.

Обычно введение состоит из строго заданных требованиями ВУЗа элементов, которые включают обозначение актуальности, разработанности темы, формулировки проблемы, цели, объекта и предмета, задач и гипотез исследования, теоретической основы, методов и методик исследования, определения выборки и базы, практической и теоретической значимости полученных результатов. Чаще всего, конкретные пункты введения отражаются в методичке ВУЗа.

Рассмотрим более подробно перечисленные элементы введения.

Актуальность темы.

Первое, что студенту важно определить в своей работе по психологии – это актуальность, то, почему вообще стоит исследовать данную тему. Формулировка актуальности обычно происходит от общего к частному, начинаясь с реальной психологической проблемы. Например, мы пишем дипломную на тему «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков». В таком случае мы можем формулировать актуальность следующим образом:

  • Указываем на важность конструктивного развития личности молодежи для достижения личного и профессионального успеха;
  • Отмечаем, что особенно значимым в контексте всего личностного развития является подростковый возраст, отличающийся бурными изменениями и кризисным характером;
  • Переходим ближе к теме тревожности: отмечаем, что период подросткового возраста повышается тревожность, в частности – школьная тревожность, и для её коррекции важно знать, чем обусловлено это явление;
  • Заканчиваем актуальностью самой темы дипломной работы: в связи с тем, что подростки крайне озабочены отношением к себе окружающих, логично предположить, что тревожность может повышаться из-за отрицательной оценки себя, в силу чего важно исследовать взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков.

Таким образом, мы выделили конкретную проблему, связанную с развитием подростка, и обосновали, почему её важно исследовать.

Разработанность темы.

Этот пункт, который отражает то, как наша тема изучалась другими учеными. В данном контексте также стоит идти от общего к частному, сначала указывая ученых, которые внесли вклад в изучение описываемой области в целом, переходя к авторам, рассматривающих конкретно нашу тему. Обратимся к примеру с работой на «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков».

Основной проблемой здесь является изучение школьной тревожности подростков, значит, нам необходимо

1)Перечислить авторов, которые рассматривали эту тему;

2) Перейти к частному – причинам школьной тревожности;

3)Завершить это анализом современных исследований, где изучается связь школьной тревожности и самоотношения подростков. 

Это может быть сформулировано так: «Школьная тревожность как одна из проблем развития детей рассматривалась А.М. Прихожан, Л.М. Костиной, А.В. Микляевой, П. В. Румянцевой. Изучению психологических причин школьной тревожности подростков посвящены работы Р.С. Гаркуши, Ж.Г. Гараниной и Н.С. Русяйкиной, А.Ю. Тихоновой и др. При этом, хотя самоотношение рассматривается рядом авторов во взаимосвязи с личностной тревожностью (О.А. Щербинина, Е.А. Цербе, М.В. Кузьмина), именно школьная тревожность как особый вид тревожности, который может быть связан с самоотношением, исследуется слабо».

Проблема исследования.

Данный элемент работы требуется некоторыми ВУЗами и представляет особую сложность для студентов. Проблема исследования основывается на противоречивости, дефиците знаний в определенной области. Так, в случае с дипломной работой на тему «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков», существует очевидный дефицит исследований, которые рассматривали бы во взаимосвязи с самоотношением школьную тревожность, хотя личностной тревожности подростков в целом уделяется достаточно много внимания.

Другой пример: мы исследуем тему «Особенности переживания одиночества во взаимосвязи с личностными чертами студентов». В данном случае проблема исследования может состоять в том, что изучению связи переживания одиночества и личности посвящено множество работ, однако, большинство из них рассматривает взрослый и пожилой возраст, тогда как студентам уделяется недостаточно внимания. Таким образом, в обоих случаях мы подчеркиваем недостаток данных как источник проблемы.

Цель исследования.

Представляет собой важнейший компонент любой курсовой, дипломной и магистерской работы по психологии. Именно цель отражает то, на что направлена наша работа, указывает на конечный результат работы. Цель исследования чаще всего формулируется в терминах «изучить», «исследовать», «апробировать», «разработать». Цель может быть сформулирована в общем виде, например:

  • «Изучить особенности школьной тревожности подростков»; «Исследовать особенности переживания одиночества у студентов»;

Также цель может быть прописана более конкретно:

  • «Изучить взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения у подростков»;
  • «Исследовать связь одиночества и личностных особенностей студентов»;
  • «Разработать программу по коррекции одиночества студентов».

Чаще всего, второй вариант является более предпочтительным, т.к. он более конкретно указывает, чего мы хотим достичь в своей работе.

Объект и предмет исследования.

Объект и предмет исследования отражают конкретные феномены, которые будут изучаться в рамках нашей работы по психологии. Причем объект представляет собой более обобщенную формулировку, тогда как предмет уточняет, конкретизирует то, что мы исследуем. Объектом могут быть:

  • определенные психологические сферы (эмоциональная сфера личности; межличностные отношения;
  • мотивационно-потребностная сфера и др.);
  • психические явления, процессы (внимание, память);
  • формы поведения и черты личности (эгоцентризм, самооценка, тревожность, импульсивность).

В ряде работ в качестве объекта определяют целевую аудиторию, которую мы исследуем (студенты, подростки мужского и женского пола, руководители организаций), однако, такое происходит редко.

Предмет исследования – это то, что именно мы изучаем в рамках конкретного объекта, это свойства объекта, которые представляют для нас интерес в контексте работы. Предметом могут быть определенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Например, в нашей работе на тему «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков» объектом может быть как школьная тревожность, так и личность подростка в целом. Предметом же будет являться конкретное явление – взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростка.

Задачи исследования.

 Отражают то, что нам необходимо сделать для достижения цели исследования. Условно все задачи мы можем разделить на теоретические и эмпирические, первые относятся к теоретической части исследования, вторые – непосредственно к практике. Чаще всего для формулировки задач используются такие термины как «проанализировать», «рассмотреть», «установить», «систематизировать», «выявить», «диагностировать», «определить», «разработать», «сделать выводы». Обычно задачи формулируются кратко, и их количество составляет от 3-4 до 7-8 штук. Приведем пример задач, которые могут быть реализованы в контексте цели работы на тему «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков»:

  1. Рассмотреть основные закономерности развития в подростковом возрасте;
  2. Проанализировать проблему школьной тревожности подростков;
  3. Изучить основные факторы школьной тревожности подростков;
  4. Провести диагностику школьной тревожности и самоотношения подростков;
  5. Провести качественный анализ результатов исследования школьной тревожности и самоотношения подростков;
  6. Выявить связь между самоотношением и школьной тревожностью подростков;
  7. Разработать практические рекомендации по коррекции школьной тревожности подростков.

Гипотеза исследования.

Гипотеза – важнейший элемент эмпирического исследования в рамках работы по психологии. Гипотеза – это наше предположение о том, каким могут быть результаты исследования. Правильно сформулированная гипотеза отражает полноценное понимание темы студентом, его ориентацию в рамках обозначенной проблемы. На основе гипотезы подбираются методы исследования, которые помогут нам в её проверке. Чаще всего все гипотезы в дипломных и курсовых работах сводятся к сравнению, поиску взаимосвязи или подтверждению эффективности разработанной программы. Так, в случае работы на тему «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков», гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: «Существуют взаимосвязи между школьной тревожностью и самоотношением подростков» - т.е. такой гипотезой мы предполагаем, что между показателями школьной тревожности и самоотношения у подростков будут наблюдаться значимые связи.

В исследовании может быть не одна, а несколько гипотез. Например, если в работе на «Особенности переживания одиночества во взаимосвязи с личностными чертами студентов» мы разделяем выборку на лиц мужского и женского пола, мы можем выдвинуть две гипотезы:

1) существуют связи одиночества и личностных особенностей, которые различаются у студентов мужского и женского пола;

2) уровень одиночества различается у студентов мужского и женского пола.

Таким образом, имеют место две гипотезы – одна отражает необходимость установления связей, вторая – изучения различий между студентами мужского и женского пола.

Может иметь место и иная ситуация, когда мы выделяем общие и частные гипотезы. В таком случае общая гипотеза отражает обобщенное предположение о результате исследования, тогда как частная конкретизирует его. Например, в исследовании на тему «Взаимосвязь психологического благополучия и удовлетворенности трудом сотрудников» общая гипотеза может звучать следующим образом:

«Существуют связи между психологическим благополучием и удовлетворенностью трудом у сотрудников».

Тогда в частных гипотезах нам необходимо отразить, какие именно показатели исследуемых явления связаны, и каков характер предполагаемой связи. В данном случае частные гипотезы могут быть следующими:

1) Общий уровень психологического благополучия положительно коррелирует с удовлетворенностью трудом сотрудников;

2) Позитивные отношения как показатель психологического благополучия положительно коррелирует с удовлетворенностью отношениями с коллегами и начальством.

При формулировке гипотезы крайне важна её обоснованность. Мы не можем предположить что-то, не основываясь ни на каких психологических данных, важно опираться на результаты существующих исследований или практический опыт. Так, если исследования предполагают, что в пожилом возрасте уровень одиночества повышается, нелогичной является проверка гипотезы о том, что у лиц взрослого возраста уровень одиночества выше, чем у пожилых людей. Обоснование гипотезы, как правило, не обязательно указывать во введении, однако, важно уметь объяснить, почему вы сформулировали именно такую гипотезу, а не другую.

Теоретическо-методологическая основа исследования.

 Это те концепции, на которые мы опираемся в ВКР. Любая научная работа по психологии основывается на уже имеющихся данных об изучаемой теме, которые отражаются в теоретической части работы. Чаще всего, они характеризуют общие подходы к изучаемому феномену, базовые определения и закономерности его функционирования.

Данный пункт отличается от разработанности темы, т.к. разработанность – это отражение результатов исследований, которые уже проводились другими авторами по нашей теме, тогда как теоретическая основа – это конкретные концепции, которыми мы руководствуемся, однако, ряд авторов в разработанности темы и в теоретико-методологической основе исследования может совпадать. Например, если мы изучаем тревожность, нам важно определить, какие именно подходы к тревожности мы считаем основными для нашей работы. Это могут быть:

  • психоаналитический подход (З.Фрейд, А.Фрейд, М.Кляйн, К.Хорни и др.);
  • когнитивно-поведенческий подход (А.Бек, Д. Бернс, К. Дэвид);
  • экзистенциальный подход (В.Франкл, Р.Мэй, А. Лэнгле, И.Ялом).

Другой пример: в работе на тему «Особенности эмоционального интеллекта подростков» в качестве теоретическо-методологической основы мы можем обозначить:

  • основные концепции психического развития в подростковом возрасте, разработанные отечественными и зарубежными авторами (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Е. Личко, Э.Эриксон);
  • теории эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, П.Саловей, Д.Майера.

Методы исследования.

Данный пункт отражает, как именно мы планируем достигнуть цели исследования, какие методы для этого будут применены. Этот пункт пишется на основе существующих в психологии классификаций методов исследования. Как правило, в его контексте выделяют три группы методов:

  • теоретические (анализ, сравнение, обобщение, моделирование);
  • эмпирические (тестирование, анкетирование);
  • методы обработки данных (качественный, сравнительный, корреляционный анализ).

Методики исследования.

В этом пункте отражаются методики, подобранные для решения поставленных нами задач и подтверждения гипотезы исследования. Количество методик в работе обусловливается многими факторами: спецификой работы (курсовая, бакалаврская, магистерская и т.д.), требованиями вуза, собственно целями исследования. При описании указывается полное название методики с авторами оригинального варианта и адаптации (при наличии).

Выборка и база исследования.

Здесь необходимо описать, кто именно участвует в нашем исследовании. Чаще всего в работах мы делим общую выборку на группы, что отражается в данном пункте, например:

  • «Выборку исследования составили 60 сотрудников торговых организаций в возрасте 30-40 лет (30 мужчин и 30 женщин)».
  • «Выборка исследования составила 40 мужчин разного возраста: 20 человек в возрасте 25-35 лет и 20 человек в возрасте 36-45 лет».

Как правило, в описании выборки во введении хватает двух показателей респондентов: возраста и пола, однако, в ряде случае руководитель может потребовать описать респондентов более подробно (уровень образования, семейное положение, профессия и т.д.). 

В базе исследования отражается место, где мы брали респондентов. Это может быть конкретная школа, больница или иное учреждение, группы в социальных сетях, центры психологической помощи.

Практическая и теоретическая значимость исследования.

Важный раздел, который отражает вклад, внесенный результатами вашего исследования в науку с точки зрения теории и практики. Практическая значимость связана с реальными вариантами применения результатов вашего исследования, она может состоять в следующем:

  • В возможностях учета полученных результатов при психокоррекции и психопрофилактике;
  •  При разработке тренингов и образовательных программ.

Теоретическая значимость касается того, какой вклад ваши результаты вносят в теоретическую науку – дополняют представления о чем-то, заполняют пробел в знаниях. Например, в уже описанной нами работе по на тему «Взаимосвязь школьной тревожности и самоотношения подростков» практическая и теоретическая значимость могут быть определены так:

  • Практическая значимость результатов состоит в том, что они могут использоваться школьными психологами при коррекционной и профилактической работе с тревожными детьми. Кроме того, на основе полученных результатов могут быть разработаны практические рекомендации по созданию тренингов для подростков, ориентированных на снижение тревожности.
  • Теоретическая значимость результатов заключается в том, что они дополняют знания об особенностях формирования школьной тревожности подростков, позволяя сформировать представление о механизмах развития школьной тревожности.