Главная / Главное о ВКР по психологии / Теоретическая глава в магистерской, дипломной, курсовой по психологии

Теоретическая глава в магистерской, дипломной, курсовой по психологии

В теоретической части ВКР по психологии проводится обзор литературы по теме исследования. Это обзор чужих точек зрения, теорий, моделей, результатов исследований. Как правило, в этой части ВКР не нужны собственные размышления. Только пересказ чужих мнений, с обобщением и выводами.

Расскажу о главных моментах, связанных с теоретической главой. Это поможет вам правильно расставить акценты и распределить силы при написании дипломной или магистерской по психологии.

 

1. Структура теоретической главы по психологии

2. Выводы по теоретической главе по психологии

3. Свежие источники

4. Уровень оригинальности теоретической главы

5. Теоретическая глава в ВКР по психологии менее важна, чем практическая

 

1. Структура теоретической главы по психологии

 

Важнейший элемент в теоретической части ВКР – это ее структура, то есть названия параграфов.

В них должны раскрываться все психологические понятия, которые есть в теме. Как правило, разделов в теории должно 3: про первый феномен, про второй и про взаимосвязь этих феноменов.

Например, для темы «Взаимосвязь удовлетворенности браком и эмпатии у мужчин и женщин» теоретическая глава должна включать:

  • параграф про психологические подходы к анализу феномена удовлетворенности браком;
  • раздел про анализ эмпатии в психологии;
  • параграф с обзором результатов исследований взаимосвязи удовлетворенности браком и эмпатии.

 

2. Выводы по теоретической главе по психологии

 

Следующая важная характеристика теоретической главы – это выводы. Они должны быть четкими и содержательными.

1. Суть каждого раздела нужно отразить в 1 или 2 абзацах.

2. В выводах не нужно ссылаться на авторов и ставить сноски (если ваш руководитель отдельно этого не требует).

3. В выводах не должно быть пустых фраз типа: «Были рассмотрены различные психологические подходы к анализу такого-то феномена». И так понятно, что был проведен анализ. Нужно описать результаты этого анализа. Например: «Анализ различных подходов к анализу такого-то феномена показал, что большинство исследователей выделяют в нем такие-то составляющие и пр.»

 

3. Свежие источники

 

Наука идет вперед. Психология не исключение. Поэтому ВУЗы стимулируют студентов-психологов включать в анализ преимущественно свежие статьи, диссертации, монографии. И делается это в форме требования к свежести источников.

Иногда требования не очень конкретны – большинство источников должны быть на старше 5 или 10 лет.

Иногда указания более конкретны – 50% или 70% источников должны быть на старше 5 или 10 лет.

Как правило, выполнить это требование не сложно. В библиотеках статей (например, в Киберленинке) можно найти много свежих статей.

Но бывают ситуации, когда тема очень узкая, литературы мало. И вот статья 15-летней давности и четко по теме. Понятно же, что данные о психологических особенностях людей не устаревают так быстро (если вообще устаревают). Что делать?

Можете оформить эту статью в списке литературы как интернет-источник, указав ссылку на ее в онлайн библиотеке или на сайте. В этом случае год можно не ставить.

 

4. Уровень оригинальности теоретической главы

 

Требование к уровню оригинальности ВКР прежде всего касается теоретической главы. Ведь по сути – это переработка чужих текстов.

Оригинальность теоретической главы – это формальное, а не содержательное требование. То есть, содержание теоретической главы может быть не очень хорошим, источники могут быть старыми, но, если оригинальность будет на требуемом уровне, то ВКР с такой теорией скорее всего без проблем пройдет руководителя, нормоконтроль ВУЗа, рецензента и комиссию на защите.

И наоборот, даже качественно сделанная теоретическая глава, но с низким уровнем оригинальности, который снизит и процент оригинальности всей работы не позволит пройти к защите.

Высокий уровень оригинальности теоретической главы обеспечит только качественный и глубокий рерайт. То есть, нужно переформулировать своими словами текст из чужих статей, диссертаций, монографий.

Вот несколько моментов, которые нужно учитывать в контексте уровня оригинальности теоретической главы:

1. Требования по оригинальности касаются всей работы, а не отдельных ее частей. Практическая часть, как правило, имеет более высокую оригинальность, значит, оригинальность теории может быть чуть ниже.

2. Если требования касаются уровня оригинальности, то показатель цитирования в отчет проверки на АП будет выступать как плагиат. Но если требования касаются порога по плагиату, то цитирование идет как допустимый текст. И тогда можно смело вставлять в теоретическую главу большие цитаты. Важно только правильно их оформить. Чтобы система проверки АП восприняла их как цитирование.

 

5. Теоретическая глава в ВКР по психологии менее важна, чем практическая

 

Обычно теоретическую главу пишут до практической. И это правильно. Нужно сначала изучить то, что сделали другие. А затем уже проводить собственное исследование.

Важно не увязнуть в теории. И ограничиться разумным уровнем ширины и глубина обзора источников. Для этого важно учитывать следующее.

В теоретической главе проводится обзор чужих работ. Поэтому здесь от студента не ждут «открытий».

Большинство научных руководителей внимательно отнесутся к структуре теоретической части, к выводам по ней, посмотрят список литературы, пробегутся по тексту. Но вряд ли будут вчитываться.

Рецензент будет вести себя точно так же, но еще более поверхностно.

Комиссия на защите оценивает работу исключительно по презентации. А в презентации слайдов по теории не требуют. И всех будут интересовать только результаты практической части.

 

Итак, мы рассмотрели 5 ключевых моментов, которые нужно учитывать при написании теоретической главы дипломной или магистерской по психологии:

  1. Правильно составьте структуру теоретической главы – параграфы, должны отражать все понятия в теме.
  2. Проводите обзор преимущественно свежих источников.
  3. Делайте глубокий и качественный рерайт для обеспечения высокой оригинальности, но окончательную доводку делайте уже по готовой работе.
  4. Формулируйте четкие и содержательные выводы.
  5. Основное внимание и силы уделяйте практической части работы, она - ключевой элемент вашей ВКР, именно ее результаты будут интересовать комиссию на защите.