Дата публикации: 18.03.2025 11:04
Содержание:
Исходные данные и этапы эмпирического исследования. 1
Проведение реального тестирования испытуемых. 2
Свободная корректировка исходных данных. 2
Точная корректировка исходных данных. 3
Большинство выпускных работ по психологии требуют проведения эмпирического исследования, которое состоит из нескольких этапов:
- Формирование группы испытуемых.
- Подбор методик и тестов.
- Проведение тестирования (получение ответов участников).
- Обработка ответов по ключам (создание таблицы исходных данных).
- Проведение статистических расчётов на основе таблицы исходных данных.
- Анализ результатов статистики.
- Формулирование выводов.
Таблица исходных данных формируется на четвёртом этапе после обработки ответов участников. В строках таблицы указываются испытуемые, а в столбцах — численные результаты по шкалам тестов.
Иногда студенты сталкиваются с трудностями при поиске испытуемых для тестирования. В таких случаях возникает вопрос: как создать таблицу исходных данных и провести статистические расчёты?
Возможные решения:
- Придумать итоговые результаты статистики, которые будут логичными и психологически обоснованными.
- Создать исходные данные:
- Произвольно, без привязки к результатам.
- Точным образом, чтобы статистические расчёты соответствовали гипотезам.
Таким образом, при написании курсовой, дипломной или магистерской работы можно выбрать один из трёх подходов:
- Провести реальное тестирование.
- Использовать придуманные результаты без точной корректировки данных.
- Использовать придуманные результаты с точной корректировкой данных.
Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки.
Если студент проводит исследование самостоятельно, схема включает этапы, описанные выше.
Если работа выполняется на заказ, процесс выглядит следующим образом:
- Исполнитель готовит тесты в Google или Яндекс формах.
- Заказчик находит участников и рассылает ссылки на тестирование. Ответы сохраняются в облачной таблице Excel.
- Исполнитель обрабатывает ответы и формирует таблицу исходных данных.
Преимущества:
- Студент может предоставить доказательства проведения тестирования (формы, таблицы с ответами).
- Руководитель может проверить результаты статистических расчётов.
Недостатки:
- Результаты могут не показать статистически значимых различий или связей, что нежелательно для студенческих работ.
- Полученные данные могут быть нелогичными или трудно интерпретируемыми.
Проблемы могут возникать из-за недобросовестного заполнения тестов участниками. В таких случаях предлагаются следующие решения:
- Оставить результаты как есть и интерпретировать их максимально логично.
- Скорректировать итоговые статистические результаты, оставив исходные данные без изменений.
- Скорректировать как результаты, так и исходные данные, чтобы они соответствовали гипотезам.
При свободной корректировке:
- Гипотезы и ожидаемые результаты формулируются на основе психологической логики и здравого смысла.
- Исходные данные создаются произвольно, без привязки к статистическим расчётам.
Преимущества:
- Результаты всегда логичны и соответствуют гипотезам.
Недостатки:
- Если руководитель захочет пересчитать данные, предоставлять такие исходные данные нельзя.
Этот подход подходит, если руководитель не планирует проверять расчёты.
При точной корректировке:
- Формулируются логичные гипотезы.
- Придумываются результаты статистических расчётов.
- Исходные данные корректируются так, чтобы при расчётах получались запланированные результаты.
Преимущества:
- Результаты логичны и соответствуют гипотезам.
- Исходные данные можно предоставить для проверки.
Недостатки:
- Процесс требует значительных усилий, особенно при использовании нескольких статистических методов.
- Для сложных методов (например, факторный или кластерный анализ) точная корректировка может быть невозможна.
Каждый из описанных подходов имеет свои особенности и выбирается в зависимости от задач и требований исследования и главное от конкретной ситуации, отношения руководителя и пр.