Главная / Главное о ВКР по психологии / Выбор темы ВКР по психологии

Выбор темы дипломной, курсовой и магистерской по психологии

Правильный выбор темы работы по психологии определяется целями студента. Они могут быть разными: удивить комиссию; не привлекать к себе внимания; личный или научный интерес и др.

В любом случае для осознанного выбора темы нужно учитывать следующие моменты.

 

Содержание

 

Широкая и узкая темы работы по психологии

Идем от выборки

Идем от тестов

 

Темы с формирующим экспериментом

 

 

Широкая и узкая темы работы по психологии

Иногда вузы или руководители предлагают студентам такие темы: «Трудности профессионального самоопределения старшеклассников», «Особенности вторичной адаптации сотрудников в организации», «Кризис середины жизни в жизни женщины» и т.п. Это темы, предполагающие широкое смысловое поле – из их формулировки не ясно, что именно будет изучаться.

Если студенту-психологу дали (навязали) такую тему, то ему придется ее сужать. Вот как это может выглядеть применительно к приведенным выше примерам.

«Трудности профессионального самоопределения старшеклассников» (сужаем) «Роль личностных особенностей в профессиональном самоопределении старшеклассников» (еще более конкретно) «Влияние темперамента на профессиональное самоопределение старшеклассников» (и еще более четко) «Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и готовности к выбору профессии старшеклассниками».

Что мы делали, модифицируя тему от предельно широкой к узкой? Мы конкретизировали термины, составляющие эту тему.

Действительно, «профессиональное самоопределение» - это широкий термин, отражающий все аспекты процесса выбора профессии и готовности к этому выбору. Этот термин включает в себя и профессиональные предпочтения, и мотивацию выбора профессии и готовность к выбору профессии. Мы заменили общий термин на один из его составляющих.

«Трудности профессионального самоопределения» - это также слишком широко. Какие именно трудности имеются в виду? Мы уточняем и сужаем до личностных особенностей. Но этих личностных особенностей слишком много. Конкретизирует до темпераментальных характеристик. Но и их много. Сужаем до эмоциональной устойчивости.

Максимально конкретизировав психологические термины в названии, мы получили из слишком широкой темы более конкретную; «Трудности профессионального самоопределения старшеклассников» -> «Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и готовности к выбору профессии старшеклассниками».

Преимущества узкой, конкретной темы:

  • Из самой формулировки сразу ясно, что изучается. Ясность лучше размытости, во всяком случае в науке, а курсовая, дипломная или магистерская по психологии – это научная работа.
  • Конкретная формулировка подсказывает выбор тестов для диагностики. В приведенном примере нужно взять тест на эмоциональную устойчивость (например, тест Айзенка) и тест на готовность к выбору профессии (например, методику «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской).
  • Четко сформулированная тема указывает и на метод анализа и статистической обработки данных. В приведенном примере термин «взаимосвязь» указывает на то, что будет использоваться корреляционный анализ.
  • Если тема работы широкая и вы ее сузили по ходу исследования, у комиссии может быть иное мнение о путях ее конкретизации. Такое расхождение трактовок может стать проблемой.

Проведем уточнение темы «Особенности вторичной адаптации сотрудников в организации». Здесь можно конкретизировать выборку, например, взяв группы мужчин и женщин, а также сузив сферу профессиональной деятельности. Получаем: «Сравнительный анализ показателей вторичной адаптации сотрудников оптовой торговли разного пола». Из этой формулировки ясен план будущего исследования:

  1. Будут сформированы две группы испытуемых (мужчины и женщины, работающие в оптовой торговле).
  2. Испытуемые будут протестированы с помощью методик, выявляющих уровень адаптации, адаптационных способностей и пр.
  3. Будут выявлены статистически значимые различия показателей адаптации в группах мужчин и женщин с помощь статистических критериев (например, U-критерия Манна-Уитни).

Итак, если выбираете тему сами, старайтесь сделать ее максимально узкой, конкретной. Если выбора нет и вас широкая тема, конкретизируйте ее уже во введении при формулировке целей, задач и названий разделов работы.

 

Идем от выборки

Если вы намереваетесь проводить реальное психологическое исследование, а не придумывать данные, то лучше идти от выборки.

Если вы работаете в ДОУ, логично взять в качестве испытуемых психологического исследования старших дошкольников. Брать детей меньшего возраста не стоит – трудно подобрать психологические тесты и непросто их провести. В данном случае темы могут звучать примерно так: «Взаимосвязь самооценки и готовности к школе у старших дошкольников», «Тревожность как фактор социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте», «Особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста разного пола», «Влияние стиля родительского воспитания на адаптацию детей к ДОУ».

Тем, кто работает в школе можно брать темы работы по психологии, связанные с младшими школьниками, подростками и старшеклассниками. Довольно распространены темы, в которых есть один ключевой психологический показатель и ряд дополнительных, влияние которых на основной изучается. В этой связи важно выбирать ключевой показатель с учетом особенностей возраста.

В младшем школьном возрасте ключевую роль играют адаптация к школе, формирование самооценки, снижение тревожности, поэтому темы могут звучать так: «Личностные факторы адаптации к школе первоклассников», «Взаимосвязь самооценки со статусным положением в группе сверстников в младшем школьном возрасте», «Особенности тревожности мальчиков и девочек младшего школьного возраста».

Для подростков ключевую роль играет межличностное общение, поэтому темы могут быть такие: «Гендерные особенности коммуникативных умений подростков», «Взаимосвязь эмпатии и агрессивности у младших подростков», «Особенности агрессивности подростков 12-13 и 14-15 лет», «Взаимосвязь успеваемости подростков с их отношением к сверстникам».

В старших классах школы на первый план выходит профессиональное самоопределение: «Личностные факторы выбора профессии старшеклассниками», «Смысложизненные ориентации как фактор профессиональной готовности в ранней юности».

Если выработаете в организации, то тему нужно формулировать исходя из реальных проблем. Универсальной темой может быть исследование психологических факторов эффективности профессиональной деятельности сотрудников.

 

Идем от тестов

Можно придумать сколь угодно интересную тему дипломной или магистерской по психологии, но если нет тестов для диагностики психологических феноменом, заявленных в теме, то из такой работы ничего не получится.

Например, вам показалась очень интересной проблема коммуникативной находчивости женщин или жизненной устойчивости мужчин. Вы собираете материал, анализируете литературу и пр. когда же вы переходите к эмпирическому исследованию, то оказывается, что тестов на диагностику таких психологических характеристик как «коммуникативная находчивость» или «жизненная устойчивость» просто нет. Не разработали еще таких тестов.

Если работа над дипломом зашла уже очень далеко, то придется подбирать тесты, диагностирующие близкие понятия. Например, для диагностики коммуникативной находчивости может подойти тест на ригидность – низкая ригидность косвенно указывает на гибкость и находчивость человека в коммуникации. Для диагностики жизненной устойчивости могут подойти тесты на стрессоустойчивость.

Казалось бы, проблема решена. Однако на защите диплома вас могут резонно спросить зачем было выбирать тему с одним термином, а диагностировать другой? Нужно было бы и в теме его указать. Вообщем, могут быть проблемы.

Итак, ищите свежие интересные тесты, диагностирующие психологические показатели. И придумывайте тему дипломной или магистерской с этими показателями.

 

Темы с формирующим экспериментом

Темы ВКР по психологии формирующим и контрольным экспериментом обычно содержать такие слова как «развитие», «формирование» и т.п. Наличие такого рода признаков указывает на то, что в работе необходимо будет не просто выявить определенные психологические закономерности (с помощью корреляций или выявления различий), но провести определённую работу по изменению у испытуемых каких-то психологических качеств.

Например, тема дипломной «Формирование стрессоустойчивости у сотрудников организации» предполагает следующий план эмпирического исследования:

  1. Констатирующий этап – диагностика стрессоустойчивости испытуемых и ее психологических факторов.
  2. Формирующий этап - разработка и проведение программы развития стрессоустойчивости сотрудников.
  3. Контрольный этап – проведение повторного тестирования испытуемых и сравнительный анализ показателей стрессоустойчивости до и после проведения программы. Повышение показателей стрессоустойчивости после программы позволит заключить, что программа повышения стрессоустойчивости у сотрудников показала свою эффективность.

 

© СтудентуПсихологу.рф

 

Смотри также:

 

Темы работ по социальной психологии

Темы работ по возрастной психологии

Темы работ по педагогической психологии

 

Темы работ по организационной психологии

Темы работ по гендерной психологии

Темы работ по семейной психологии

 

 

 

 

 

WhatsApp Telegram