Методика диагностики эмпатии – Межличностный Индекс Реактивности (IRI) — была предложена М. Дэвисом в 1983 году и является одним из самых широко используемых исследовательских инструментов. Она часто используется в качестве средства диагностики психологических коррелятов зеркальных нейронных сетей в психофизиологических исследованиях.
В основе опросника лежит многофакторная концепция М. Дэвиса, согласно которой эмпатия представляет собой многоаспектный феномен, все компоненты которого имеют отношение к отклику на других, но, в то же время, ясно отличаются друг от друга и относительно независимы. Автор методики выделяет процессы и результаты эмпатии. Процесс отражает способ осуществления эмпатии в непосредственном контакте с другим человеком, а результат – то, что получилось в итоге, например, понимание или помогающее поведение.
На российской выборке методика была адаптирована Т.Д. Карягиной и Н.В. Кухтовой в 2016 году. Авторами апробации были подробно проанализированы значения шкал методики М. Дэвиса.
Опросник IRI состоит из четырех шкал, каждая из которых отражает один из аспектов эмпатии. Первые две шкалы относятся к процессам эмпатии, вторые – к результатам.
Шкала Perspective Taking (PT) «Децентрация» — оценивает процесс восприятия, понимания и принятия в расчет точки зрения и опыта другого человека. Понятие децентрации заимствовано М.Дэвисом из концепций Ж. Пиаже и Д. Мида. Децентрация противоположна эгоцентризму и позволяет удерживать во внимании не только собственную точку зрения, но и позицию партнера по общению, а также само поле коммуникации. Способность к децентрации способствует продуктивному межличностному взаимодействию, связана с высоким социальным интеллектом и самоуважением. Низкие показатели по шкале свидетельствуют об эгоцентризме в коммуникации.
Шкала Fantasy (FS) «Фантазия» — отражает процесс воображаемого перенесения себя в чувства и действия вымышленных героев книг, фильмов, спектаклей и т. д. Даная шкала основана на исследовании эмоциональности Е. Стотланда и часть утверждений взяты М. Дэвисом из шкалы «фантазия». Аналогом этого понятия является «сопереживание», предложенное Т.Д. Карягиной и Н.В. Кухтовой. «Благодаря сопереживанию как определенному отождествлению, раскрывается смысловое содержание произведения, происходит его эстетическое переживание». Речь идет о процессах, протекающих параллельно объекту эмпатии и характеризующихся спонтанностью и стихийностью. Это менее зрелое проявление эмпатии по сравнению с децентрацией и эмпатическим сочувствием. Субъект эмпатии погружается в аналогичные объекту чувства, что часто носит проективный характер. В процессе «фантазирования» происходит художественное, театральное сопереживание придуманному персонажу.
Люди с высокими значениями по шкале FS имеют тенденцию показывать большее психофизиологическое возбуждение в ответ на предъявляемый эмоциональный опыт других, а также высокую тенденцию помочь другому человеку. Субъект эмпатии вовлекается в переживание объекта и «отвечает» на него собственным переживанием.
Шкалы PT и FS направлены на оценку двух стратегий понимания другого человека — рационального (PT) и основанного на собственном «ответном» переживании (FS). Первый способ можно считать рассудочным, а второй – переживаемым. Рассудочный способ основан на создании имплицитных теорий сознания воспринимающим субъектом на основе полученного опыта познания реальности. На основании этих теорий человек понимает и себя, и других, а точность теории зависит от качества полученного опыта. Переживание (симуляция) предполагает понимание процессов других на основании имитации и генерации схожей активности в себе. К механизмам такой имитации относят воображение, проекции, проигрывание ролей.
Шкала Empathic Concern (EC) «Эмпатическая забота» — оценивает чувства, направленные на другого: симпатию, сочувствие к несчастьям других, желание помочь и поддержать. Данная шкала характеризует результат эмпатического процесса. В ее основе лежит конструкт «эмоциональной реактивности» М. Дэвиса, включающий такие эмоциональные реакции как симпатия и сострадание. Результат по шкале отражает умение человека заботиться о чувствах других людей. М. Дэвис отличает эти чувства от просто эмоциональной восприимчивости и чувствительности, так как они наполнены этическим содержанием.
Шкала Personal Distress (PD) «Эмпатический дистресс» — измеряет чувства собственной тревоги и дискомфорта, возникающие в напряженном межличностном взаимодействии, при наблюдении переживаний других людей, и направленные на себя. Шкала опирается на периодизацию развития эмпатии М. Хоффмана, согласно которой способность ребенка к децентрации занимает промежуточное положение в движении от направленной на себя эмоциональной реакции на дистресс другого к направленной на другого реакции симпатии и заботы. Выявлены отрицательные взаимосвязи данной шкалы с альтруизмом и успешным межличностным функционированием.
Шкалы EC и PD характеризуют результаты эмпатического процесса, свойственные разным этапам развития эмпатических способностей. «Эмпатический дистресс» связан с возникновением дискомфорта от негативных переживаний другого и представляет собой менее зрелую реакцию, чем «Эмпатическая забота».
Инструкция. Утверждения данного опросника касаются Ваших чувств и мыслей в различных ситуациях. Для каждого утверждения отметьте, пожалуйста, насколько хорошо оно подходит к Вам, выбрав соответствующую букву из шкалы над утверждениями от А до Д. Когда Вы выберете Ваш ответ, проставьте букву рядом с номером утверждения. Прочитайте утверждения внимательно прежде, чем ответить. Отвечайте, пожалуйста, максимально честно.
ШКАЛА ОТВЕТОВ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Это совсем не подходит ко мне |
|
|
|
Это очень точно описывает меня |
1. |
|
Время от времени я мечтаю о том, что могло бы произойти в моей жизни. |
2. |
|
Я часто испытываю теплые чувства и заботу по отношению к тем, кто менее удачлив, чем я. |
3. |
|
Иногда мне бывает трудно встать на точку зрения другого человека. |
4. |
|
Бывает, я не чувствую искренней жалости к людям, когда у них возникают проблемы. |
5. |
|
Читая художественную литературу, я по-настоящему проникаюсь чувствами персонажей. |
6. |
|
В трудных ситуациях мне тревожно и как-то не по себе.
|
7. |
|
Обычно я смотрю фильм или спектакль довольно отстраненно, и крайне редко то, что происходит на экране или на сцене, захватывает меня. |
8. |
|
Я стараюсь рассмотреть точку зрения каждой из сторон во время спора перед тем, как приму решение. |
9. |
|
Когда я вижу, что человека используют или обманывают, я чувствую, что хочу защитить его. |
10. |
|
Я иногда чувствую себя беспомощно, когда нахожусь в центре эмоционально-насыщенной ситуации. |
11. |
|
Бывает, я стараюсь лучше понять своих друзей, представляя, как все выглядит с их точки зрения. |
12. |
|
Я довольно редко глубоко погружаюсь в события книги или кино. |
13. |
|
Когда я вижу, что кому-то плохо, я обычно стараюсь сохранить спокойствие. |
14. |
|
Неприятности других людей обычно не очень сильно волнуют меня. |
15. |
|
Если я уверен в своей правоте, я не буду тратить много времени на то, чтобы выслушать аргументы других людей. |
16. |
|
После просмотра фильма или спектакля у меня бывает чувство, будто я был одним из персонажей. |
17. |
|
Меня пугает пребывание в эмоционально-напряженной ситуации |
18. |
|
Иногда, когда я вижу человека, с которым обращаются несправедливо, я не чувствую по отношению к нему особой жалости. |
19. |
|
Обычно я достаточно эффективно справляюсь с трудными ситуациями. |
20. |
|
Меня часто очень трогает то, чему я бываю свидетелем. |
21. |
|
Я считаю, что всегда существует несколько способов решения каждого вопроса, и стараюсь рассмотреть их все. |
22. |
|
Я бы охарактеризовал(а) себя как достаточно мягкосердечного человека. |
23. |
|
Когда я смотрю хорошее кино, я с легкостью представляю себя на месте главного героя. |
24. |
|
Обычно в трудных ситуациях я теряюсь. |
25. |
|
Если я обижен(а) на кого-то, я обычно стараюсь поставить себя на его место. |
26. |
|
Когда я читаю интересную историю, я представляю, что бы я чувствовал(а), если бы описанные события случились со мной. |
27. |
|
Когда я вижу, что кто-то срочно нуждается в помощи в критической ситуации, я бываю буквально выбит(а) из колеи. |
28. |
|
Перед тем, как критиковать кого-либо, я стараюсь представить, как бы я чувствовал(а) себя на его месте. |
Ключ:
Каждая включает в себя по 7 пунктов:
— Шкала Perspective Taking (PT): децентрация — оценивает тенденцию восприятия, понимания, учета, принятия в расчет точки зрения, опыта другого человека;
— Шкала Fantasy (FS): фантазия — отражает тенденцию к воображаемому перенесению себя в чувства и действия вымышленных героев книг, фильмов, спектаклей и т. д.;
— Шкала Empathic Concern (EC): эмпатическая забота — оценивает чувства, направленные на другого, — симпатии и сочувствия к несчастьям других, жалости, желания помочь;
— Шкала Personal Distress (PD): эмпатический дистресс — измеряет чувства собственной тревоги и дискомфорта, возникающие в напряженном межличностном взаимодействии, при наблюдении переживаний других людей, и направленные на себя.
Карягина Т.Д., Будаговская, Н.А., Дубровская С.В. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – №1. – С. 202–227.