Главная / Опросники / Ценностно-смысловая сфера / Методика диагностики Ценностных ориентаций М.Рокича. (Тест Милтона Рокича для диагностики Ценностей личности. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник выявления ценностей по Рокичу)

Методика диагностики Ценностных ориентаций М.Рокича. (Тест Милтона Рокича для диагностики Ценностей личности. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник выявления ценностей по Рокичу)

Цель методики диагностики ценностей Рокича

Психодиагностическая методика М.Рокича диагностики ценностных ориентаций позволяет выявить выраженность у испытуемого 36 различных ценностей

 

Теоретическая основа теста Рокича

М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу: общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико, все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, ценности организованы в системы, истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться.

Инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

 

 

Процедура проведения теста Рокича

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

 

Терминальные ценности

Ранг (1-самая значимая, 18-самая незначимая)

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

 

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

 

Здоровье (физическое и психическое)

 

Интересная работа

 

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

 

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

 

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

 

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

 

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

 

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

 

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

 

Счастливая семейная жизнь

 

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

 

Творчество (возможность заниматься творчеством)

 

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

 

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

 

 

 

Инструментальные ценности

Ранг (1-самая значимая, 18-самая незначимая)

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

 

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

 

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

 

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

 

Исполнительность (дисциплинированность)

 

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

 

Непримиримость к недостаткам в себе и других

 

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

 

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

 

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

 

Смелость в отстаивании своего мнения

 

Чуткость (заботливость)

 

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

 

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

 

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

 

Честность (правдивость, искренность)

 

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

 

 

 

Обработка результатов теста диагностики ценностных ориентация М.Рокича

Выставленные испытуемыми ранги ценностей отражают важность каждой из них.

При этом шкалы имеют обратный характер:

  • чем меньше ранг, тем выше значимость ценности для испытуемого;
  • чем выше ранг, тем ниже значимость ценности.

Это важно учитывать при проведении статистических расчетов с показателями теста Рокича. Например, анализ корреляций с использованием показателей теста Рокича нужно проводить с учетом обратного характер шакалы, то есть анализировать положительную корреляции как отрицательную и наоборот и это указывать в примечании к таблиц

 

Шкалы теста Рокича

В результате проведения опросника ценностей М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:

Терминальные ценности:

  1. АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
  2. ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ
  3. ЗДОРОВЬЕ
  4. ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА
  5. КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА
  6. ЛЮБОВЬ
  7. МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ
  8. НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
  9. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
  10. ПОЗНАНИЕ
  11. ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ
  12. РАЗВИТИЕ
  13. РАЗВЛЕЧЕНИЯ
  14. СВОБОДА
  15. СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
  16. СЧАСТЬЕ ДРУГИХ
  17. ТВОРЧЕСТВО
  18. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

 

Инструментальные ценности:

  1. АККУРАТНОСТЬ
  2. ВОСПИТАННОСТЬ
  3. ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ
  4. ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ
  5. ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
  6. НЕЗАВИСИМОСТЬ
  7. НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ
  8. ОБРАЗОВАННОСТЬ
  9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  10. РАЦИОНАЛИЗМ
  11. САМОКОНТРОЛЬ
  12. СМЕЛОСТЬ
  13. ТВЕРДАЯ ВОЛЯ
  14. ТЕРПИМОСТЬ
  15. ЧЕСТНОСТЬ
  16. ЧУТКОСТЬ
  17. ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ
  18. ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ

 

Интерпретация результатов

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:

  • предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);
  • индифферентные, безразличные (7-12);
  • отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).

Данные численные показатели, отражающие значимость для испытуемого ценностей, можно использовать для статистического анализа.

Можно проводить сравнительный анализ показателей ценностей в различных группах (по полу, возрасту и пр.). при этом важно помнить про обратный характер шкал теста Рокича – чем ниже численное значение ранга ценности, тем выше ее значимость для испытуемого.

Можно проводить анализ взаимосвязей ценностей с другими психологическими характеристиками. Важно только при анализе корреляций также учитывать обратный характер шкал этого теста.