Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).
1. |
Обычно мне очень скучно.
|
3210123 |
Обычно я полон энергии.
|
2. |
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. |
3210123 |
Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной. |
3. |
В жизни я не имею определенных целей и намерений. |
3210123 |
В жизни я имею очень ясные цели и намерения. |
4. |
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. |
3210123 |
Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной. |
5. |
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. |
3210123 |
Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. |
6. |
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. |
3210123 |
Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. |
7. |
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. |
3210123 |
Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. |
8. |
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. |
3210123 |
Я осуществил многое из того, что было мною запланировано. |
9. |
Моя жизнь пуста и неинтересна. |
3210123 |
Моя жизнь наполнена интересными делами. |
10. |
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. |
3210123 |
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. |
11. |
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. |
3210123 |
Если бы я мог выбирать, то бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. |
12. |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. |
3210123 |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. |
13. |
Я человек очень обязательный. |
3210123 |
Я человек совсем не обязательный. |
14. |
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. |
3210123 |
Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей, и обстоятельств |
15. |
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. |
3210123 |
Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. |
16. |
В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. |
3210123 |
В жизни я нашел свое призвание и цели. |
17. |
Мои жизненные взгляды еще не определились. |
3210123 |
Мои жизненные взгляды вполне определились. |
18. |
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. |
3210123 |
Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. |
19. |
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. |
3210123 |
Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями. |
20. |
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. |
3210123 |
Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:
В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.
Например, если по первому пункту у Вас был следующий результат 3210123, то после перевода в восходящую шкалу вы получите 5 баллов.
Если по второму пункту у Вас был похожий результат по начальной шкале: 3210123, то после перевода в нисходящую шкалу вы получите 3 балла.
После перевода всех двадцати пунктов в восходящие или нисходящие шкалы суммируются баллы по соответствующим субшкалам и заносятся в таблицу.
Субшкала 1 (Цели) – подсчитывается суммированием пунктов (пп.) 3, 4, 10, 16, 17, 18.;
Субшкала 2 (Процесс) – пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.;
Субшкала 3 (Результат) – пп. 8, 9, 10, 12, 20.;
Субшкала 4 (Локус контроля – Я) – пп. 1, 15, 16, 19.;
Субшкала 5 (Локус контроля – жизнь) – пп.7, 10, 11, 14, 18,19.
Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:
1. "Цели в жизни". Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
2. "Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни". Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.
3. "Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией". Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
4. "Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)". Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.
5. "Локус контроля - жизнь или управляемость жизни". Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.
Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа смысложизненных ориентаций представителей поколений Z и Х.
|
Средние значения |
U-критерий Манна-Уитни |
Уровень статистической значимости (p)l |
|
|
поколение Z |
поколение Х |
||
Цели |
24,8 |
38,6 |
263,5 |
0,000* |
Процесс |
24,2 |
35,1 |
512 |
0,000* |
Результат |
20,9 |
30,2 |
431,5 |
0,000* |
ЛК-Я |
16,1 |
23,8 |
383 |
0,000* |
ЛК - Жизнь |
25,3 |
37,4 |
395 |
0,000* |
ОЖ |
82,4 |
120,6 |
292,5 |
0,000* |
* - различия статистически достоверны (р≤0,05)
Анализ данных, приведенных в таблице 2, позволяет сделать следующие выводы:
Показатели по шкале «цели» в группе представителей поколения Х статистически значимо выше, чем в группе представителей поколения Z. Это означает, что люди зрелого возраста, по сравнению с молодежью, характеризуются более высокой целеустремленностью, наличием в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.