Описание шкал теста
Шкалы: тревожность - общая, школьная, самооценочная, межличностная, магическая
Инструкция к тесту
Инструкция к тесту
(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Переверни страницу.
(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).
Тестовый материал
Варианты ответов:
Нет |
Немного |
Достаточно |
Значительно |
Очень |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Форма А
Вопросы теста
Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.
Форма Б
№ |
Ситуация |
Ответ |
Пример |
Перейти в новую школу |
|
1 |
Отвечать у доски |
|
2 |
Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку |
|
3 |
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах |
|
4 |
Слышать заклятия |
|
5 |
Разговаривать с директором школы |
|
6 |
Сравнивать себя с другими |
|
7 |
Учитель делает тебе замечание |
|
8 |
Тебя критикуют, в чем-то упрекают |
|
9 |
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) |
|
10 |
Видеть плохие или «вещие» сны |
|
11 |
Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету |
|
12 |
После контрольной, теста учитель называет отметки |
|
13 |
У тебя что-то не получается |
|
14 |
Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил |
|
15 |
На тебя не обращают внимания |
|
16 |
Ждешь родителей с родительского собрания |
|
17 |
Тебе грозит неуспех, провал |
|
18 |
Слышать смех за своей спиной |
|
19 |
Не понимать объяснений учителя |
|
20 |
Думаешь о своем будущем |
|
21 |
Слышать предсказания о космических катастрофах |
|
22 |
Выступать перед большой аудиторией |
|
23 |
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других |
|
24 |
Ссориться с родителями |
|
25 |
Участвовать в психологическом эксперименте |
|
26 |
На тебя смотрят как на маленького |
|
27 |
На экзамене тебе достался 13-й билет |
|
28 |
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос |
|
29 |
Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков) |
|
30 |
Не можешь справиться с домашним заданием |
|
31 |
Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи |
|
32 |
Не соглашаешься с родителями |
|
33 |
Берешься за новое дело |
|
34 |
Разговаривать со школьным психологом |
|
35 |
Думать о том, что тебя могут «сглазить» |
|
36 |
Замолчали, когда ты подошел (подошла) |
|
37 |
Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса |
|
38 |
Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях |
|
39 |
Смотреться в зеркало |
|
40 |
Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого |
|
Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.
Ключи к тесту
Ключ к тесту
Ключ является общим для обеих форм.
Обработка и интерпретация результатов теста
Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.
Школьная тревожность
Стены |
Половозрастные группы (результаты в баллах) |
|||||||
10-11 лет |
12 лет |
13-14 лет |
15-16 лет |
|||||
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
|
1 |
0-8 |
0-7 |
0-2 |
0-7 |
0-8 |
0-7 |
0-7 |
0-6 |
2 |
9-11 |
8-10 |
3-5 |
8-9 |
9-10 |
8-9 |
8-9 |
7 |
3 |
12-13 |
11-12 |
6-7 |
9-10 |
11-13 |
10-12 |
10-11 |
8 |
4 |
14-16 |
13-14 |
8-10 |
11-12 |
14-15 |
13-15 |
12-13 |
9 |
5 |
17-18 |
15-16 |
11-12 |
13 |
16-18 |
16-17 |
14 |
10 |
6 |
19-20 |
17-18 |
13-15 |
14-15 |
19-20 |
18-20 |
15-16 |
11 |
7 |
21-22 |
19-20 |
16-17 |
16 |
21-22 |
21-22 |
17-18 |
12-13 |
8 |
23-25 |
21-22 |
18-20 |
17-18 |
23-25 |
23-25 |
19-20 |
14 |
9 |
26-27 |
23-24 |
21-22 |
19-20 |
26-27 |
26-28 |
21-22 |
15 |
10 |
28 и более |
25 и более |
23 и более |
21 и более |
28 и более |
29 и более |
23 и боле |
16 и более |
Самооценочная тревожность
Стены |
Половозрастные группы (результаты в баллах) |
|||||||
10-11 лет |
12 лет |
13-14 лет |
15-16 лет |
|||||
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
|
1 |
0-10 |
0-7 |
0-9 |
0-5 |
0-8 |
0-7 |
0-6 |
0-7 |
2 |
11 |
8-9 |
10-11 |
6-7 |
9-10 |
8-10 |
7-8 |
8-9 |
3 |
12-13 |
10 |
12-13 |
8 |
11-13 |
11-13 |
9-11 |
10-12 |
4 |
14 |
11-12 |
14-16 |
9-10 |
14-16 |
14-16 |
12-13 |
13-15 |
5 |
15-16 |
13 |
17-18 |
11-12 |
17-18 |
17-19 |
14-16 |
16-17 |
6 |
17-18 |
14-15 |
19-20 |
10-11 |
19-21 |
20-22 |
17-18 |
18-20 |
7 |
19 |
16-17 |
21-22 |
13-14 |
22-24 |
23-25 |
19-21 |
21-23 |
8 |
20-21 |
18 |
23-24 |
15 |
25-26 |
26-28 |
22-23 |
24-25 |
9 |
22-23 |
19-20 |
25-27 |
16-17 |
27-29 |
29-31 |
24-26 |
26-28 |
10 |
24 и более |
21 и более |
28 и более |
18 и более |
30 и более |
32 и более |
27 и боле |
29 и более |
Межличностная тревожность
Стены |
Половозрастные группы (результаты в баллах) |
|||||||
10-11 лет |
12 лет |
13-14 лет |
15-16 лет |
|||||
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
|
1 |
0-8 |
0-7 |
0-8 |
0-8 |
0-6 |
0-8 |
0-6 |
0-7 |
2 |
9 |
8 |
9-10 |
9 |
7-9 |
9-11 |
7-8 |
8-9 |
3 |
10 |
9 |
11-12 |
10 |
10-12 |
12-14 |
9-11 |
10-12 |
4 |
11 |
10 |
13-14 |
11-12 |
13-15 |
15-17 |
12-13 |
13-15 |
5 |
12-13 |
11-12 |
15 |
13 |
16-17 |
18-20 |
14-15 |
16-17 |
6 |
14 |
13 |
16-17 |
14-15 |
18-20 |
21-23 |
16-18 |
18-20 |
7 |
15 |
14 |
18-19 |
16 |
21-23 |
24-26 |
19-20 |
21-23 |
8 |
16-17 |
15 |
20-21 |
17-18 |
24-26 |
27-29 |
21-23 |
24-26 |
9 |
18 |
16 |
22-23 |
19 |
27-29 |
30-32 |
24-25 |
27-28 |
10 |
19 и более |
17 и более |
24 и более |
20 и более |
30 и более |
33 и более |
26 и боле |
29 и более |
Магическая тревожность
Стены |
Половозрастные группы (результаты в баллах) |
|||||||
10-11 лет |
12 лет |
13-14 лет |
15-16 лет |
|||||
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
|
1 |
0-7 |
0-6 |
0-7 |
0-4 |
0-5 |
0-6 |
0-6 |
0-5 |
2 |
8 |
7 |
8-9 |
5-6 |
6-7 |
7-8 |
7-9 |
6-7 |
3 |
9-10 |
8-9 |
10-11 |
8-10 |
9-10 |
10-11 |
8-9 |
4 |
4 |
11-12 |
10 |
12-13 |
8-9 |
11-13 |
11-12 |
12-14 |
10 |
5 |
13-14 |
11-12 |
14-15 |
10 |
14-15 |
13-14 |
15-16 |
11-12 |
6 |
15-16 |
13 |
16-17 |
11-12 |
16-18 |
15-16 |
17-19 |
13 |
7 |
17-18 |
14 |
18-20 |
13 |
19-21 |
17-18 |
20-22 |
14-15 |
8 |
19-20 |
15-16 |
21-22 |
14-15 |
22-23 |
19-20 |
23-24 |
16-17 |
9 |
21-22 |
17 |
23-24 |
16 |
24-26 |
21-23 |
25-27 |
18 |
10 |
23 и более |
18 и более |
25 и более |
17 и более |
27 и более |
24 и более |
28 и более |
19 и более |
“Сырые” баллы переводятся в стены. По шкале стенов 1-3 стена – низкий уровень, 4-7 – средний, 8-10 – высокий. 5,5 – средняя норма.
Источники
Интерпретация результатов
На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого:
• 1-2: Состояние тревожности испытуемому не свойственно (подобное «чрезмерное спокойствие» может как иметь, так и не иметь защитного характера).
• 3-6: Нормальный уровень тревожности (необходим для адаптации и продуктивной деятельности)
• 7-8: Несколько повышенная тревожность (часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни).
• 9: Явно повышенная тревожность (обычно носит «разлитой», генерализированный характер).
• 10: Очень высокая тревожность (группа риска).