Целью методики является исследование субъект-объектных ориентаций относительно жизненной ситуации. Опросник разработан Е.Ю. Коржовой и часто используется в исследованиях ценностных ориентаций в связи с психологическим благополучием.
Методика выявляет меру активности в универсальных жизненных ситуациях посредством определения специфики базовых ориентаций жизнедеятельности. С помощью опросника выделяются типы субъектной и объектной ориентации, различающиеся по уровню активности жизненной позиции. Это представляет собой первичное измерение субъект-объектных ориентаций. В практической психологии по итогам диагностики можно определить один из четырех психологических типов, к которому можно отнести испытуемого.
Объектная ориентация сопровождается ригидностью, общей экстернальностью, экстернальностью в области достижений и неудач, узостью временной трансспективы, отсутствием чувства полноты жизни. Субъектная ориентация характеризуется гибкостью, общей интернальностью, интернальностю в области достижений и неудач, а также широтой временной трансспективы, сопровождающейся чувством радостной наполненности жизни.
Опросник состоит из 21 пары высказываний. Из каждой пары необходимо выбрать то определение, которое наиболее соответствует представлению испытуемого о себе.
Шкалы опросника, соответствующие жизненным ориентациям:
ОИ – Трансситуационная изменчивость – определяет стремление к изменениям. Содержание шкалы отвечает на вопрос «Как?», а именно, как человек взаимодействует с жизненной ситуацией - изменяясь или стабилизируясь.
Положительный полюс соответствует стремлению к самоизменениям. Такой человека стремится познать новое в окружающем мире (новых людей, новые книги, фильмы), совершенствовать свой внутренний мир (углубляя самопознание, добиваясь духовной гармонии, нравственного роста), а также уделять достаточно внимания внешним факторам своей жизни.
Отрицательный полюс характеризует человека, стремящегося сохранить свой внутренний мир без изменений. Трансситуационная стабильность характеризует человека, предпочитающего привычное, реалиста, стремящегося максимально реализовать те возможности, которые у него имеются на сегодняшний день и, исходя из реальных возможностей, спланировать свою жизнь.
ОЛ – трансситуационный локус контроля - даёт возможность выявить уверенность в своих возможностях справиться с жизненной ситуацией. Содержание шкалы дает ответ на вопрос «Кто?» – кто осуществляет взаимодействие человека с жизненной ситуацией: он сам или другие люди, внешние обстоятельства.
Положительный полюс характеризует высокий уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями. Речь идет о внутреннем трансситуационный локусе контроля, характеризующемся высоким уровнем субъективного контроля над жизненными ситуациями и описывает человека, ощущающего ответственность за события своей жизни и стремящегося ими управлять, соответственно, планирующего свою жизнь далеко вперед, подмечающего взаимосвязь своих собственных поступков и последующих событий на жизненном пути, воспринимающего свою жизнь как целостность.
Отрицательный полюс свойственен человеку, придающему в объяснении своей жизни больше значения внешним обстоятельствам. Внешний трансситуационный локус контроля характеризует человека, придающего в объяснении своей собственной жизни больше значения случаю, судьбе, стечению обстоятельств и, следовательно, не планирующего далеко вперед, не ощущающего влияния своих поступков на последующие жизненные события, воспринимающего свою жизнь как совокупность отдельных ее моментов - внешних событий.
ОО – трансситуационное освоение мира – характеризует направление взаимодействия с жизненными ситуациями. Содержание шкалы дает ответ на вопрос куда, т.е. в каком направлении, осуществляется взаимодействие человека с жизненной ситуацией, - вовнутрь или вовне.
Положительный полюс означает направленность на освоение внутреннего мира, стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию. Трансситуационное освоение внутреннего мира характеризует обращенность человека к своему внутреннему миру, стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию. Об этом свидетельствует и представление своей жизни как малособытийной. Характерно стремление планировать свою жизнь. В то же время обращенность вовнутрь сопровождается отсутствием ощущения контроля над своей жизнью - поскольку она рассматривается как один из аспектов существования внешнего мира.
Отрицательный полюс – направленность на освоение внешнего мира, стремление к самоосуществлению во внешнем мире. Трансситуационное освоение внешнего мира характеризуется стремлением к самоосуществлению во внешнем мире, что сопровождается восприятием своей жизни как насыщенной внешними событиями, ощущением контроля над собственной жизнью и нежеланием планировать жизнь в связи с акцентированием внимания на роли внешних обстоятельств.
ОП – «трансситуационная подвижность» позволяет определить предпочтение условий осуществления жизнедеятельности – новых или привычных. Содержание шкалы отвечает на вопрос "ГДЕ?" и отражает приоритет в условиях осуществления жизнедеятельности: в привычных или в новых жизненных ситуациях.
Положительный полюс соответствует предпочтению новых жизненных ситуаций. Трансситуационная подвижность характеризует стремление человека взаимодействовать с новыми жизненными ситуациями (профессиональными, учебными и др.), к активному движению, развитию, к жизненным переменам.
Отрицательный полюс – стремлению к взаимодействию с привычными жизненными ситуациями. Трансситуационная инертность характеризует стремление к взаимодействию с привычными жизненными ситуациями, такими, как есть, к пассивному следованию жизненному потоку, отсутствие тяги к жизненным переменам.
О – общий показатель субъект-объектных ориентаций – характеризует активность жизненной позиции в целом. Положительный полюс соответствует субъектной ориентации, отрицательный полюс – объектной ориентации. Общий показатель – отражает способность человека реализовать свою внутреннюю активность. Высокие баллы характерны для людей склонных перестраивать ситуацию под себя, активно действовать, преодолевать сложные жизненные ситуации. Низкие баллы характеризуют склонность «плыть по течению», подчинятся обстоятельствам.
ОТ – транситуационное творчество – включает в себя взаимосвязанные шкалы «трансситуационная изменчивость», «трансситуационная направленность освоение мира», «трансситуационная подвижность». Все эти шкалы характеризуют преобразующую жизненную активность человека.
Инструкция: Внимательно прочтите пары высказываний и выберите из каждой пары то, которое наиболее соответствует Вашему представлению о себе. Поставьте отметку в соответствующей колонке на отдельном бланке рядом с номером каждого утверждения
1. |
А. Б. |
Я предпочитаю привычные жизненные ситуации. Я предпочитаю жизненные ситуации, которые привлекают новизной. |
2. |
А. Б. |
Моя жизнь насыщена разнообразными жизненными событиями. В моей жизни немного внешних событий. |
3. |
А. Б. |
Я стремлюсь жить настоящим и радоваться тому, что дает жизнь. Я стремлюсь подчинить свою жизнь идеалам истины, добра, красоты. |
4. |
А. Б. |
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. Обычно я чувствую себя хозяином своей жизни. |
5. |
А. Б. |
Я больше склонен (склонна) воспринимать свою жизнь как непрерывную жизненную линию. Я больше склонен (склонна) воспринимать свою жизнь как цепочку отдельных событий. |
6. |
А. Б. |
Я предпочитаю жить реальной полнокровной жизнью. Я предпочитаю больше внимания уделять своему внутреннему миру. |
7. |
А. Б. |
В моем прошлом было много жизненных изменений. В моем прошлом было мало жизненных изменений. |
8. |
А. Б. |
Для меня важнее достичь самовыражения. Для мня важнее понять смысл своего существования. |
9. |
А.
Б. |
То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле и есть случайный подарок судьбы. |
10. |
А. Б. |
Мне нравится общаться с новыми людьми. Мне нравится общаться с привычным кругом знакомых. |
11. |
А. Б. |
Я стараюсь прежде всего достичь гармонии с собой. Я стараюсь прежде всего реализовать свои имеющиеся возможности. |
12. |
А. Б. |
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. Думаю, что случай или судьба играют важную роль в моей жизни. |
13. |
А. Б. |
Мне нравится читать новые книги, смотреть новые фильмы. Мне нравится перечитывать давно знакомые книги, пересматривать знакомые фильмы. |
14. |
А. Б. |
Я предпочитаю следовать потоку времени. Я предпочитаю время вести за собой. |
15. |
А. Б. |
В жизни важнее всего понять самого себя. В жизни важнее делать то, что лучше всего получается. |
16. |
А.
Б. |
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. Обычно я стараюсь планировать далеко вперед. |
17. |
А. Б. |
Я предпочитаю часто менять занятия. Я предпочитаю привычные занятия. |
18. |
А. Б. |
Я стремлюсь решать как можно более сложные жизненные задачи. Я стремлюсь как можно более достичь в реальной жизни. |
19. |
А. Б. |
Моя жизнь существенно зависит от стечения обстоятельств. Моя жизнь мало зависит от стечения обстоятельств. |
20. |
А.
Б. |
Я стремлюсь как можно больше заниматься нравственным самосовершенствованием. Я стремлюсь как можно большего достичь в реальной жизни. |
21. |
А. Б. |
Я редко меняю место работы, учебы. Я часто меняю место работы, учебы, учебы. |
Ключ
Шкала |
«А» |
«Б» |
Общий показатель субъект-объектных ориентаций (О) |
5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 20 |
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 14, 16, 19, 21 |
1.Трансситуационная изменчивость (Ои) |
10, 11, 13, 15, 16, 20 |
|
2. Трансситуационный локус контроля (Ол) |
5, 9, 12 |
4, 7, 16, 19 |
3. Трансситуационное освоение мира (Оо) |
4, 18, 20 |
2, 3, 6, 8, 16 |
4. Трансситуационная подвижность (Оп) |
7, 17, 18 |
1, 6, 14, 21 |
5. Трансситуационное творчество (От) |
От = О — Ол |
Перевод сырых значений шкал методики Е. Ю. Коржовой
в стеновые значения
Шкалы опросника субъект-объектных ориентаций |
СТЕНЫ |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Общий показатель субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях (О) |
0-2 |
3-4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10-11 |
12 |
13-14 |
15-21 |
2.Трансситуационная изменчивость Ои |
0 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
3.Трансситуационный локус контроля (Ол) |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
6 |
4.Трансситуационное освоение мира (Оо) |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
6 |
5.Трансситуационная подвижность (Оп) |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
6 |
6.Трансситуационное творчество (От) |
0-2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10-21 |
Типы субъект-объектных ориентаций в зависимости от сочетания стеновых значений по вторичным ортогональным шкалам «трансситуационного творчества» («ОТ») и «трансситуационного локуса контроля» («ОЛ»).
1.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («ОТ») и «трансситуационный локус контроля» («ОЛ») выше 6, то испытуемый относится к типу «Преобразователь жизненной ситуации»:«…отличается разнообразием жизненных целей, ярко выраженным стремлением к самосовершенствованию в различных жизненных сферах (семья, работа, учеба), в том числе в сфере своего внутреннего мира, желанием понять своё предназначение и максимально его реализовать. Это человек, особенно увлеченный профессиональной деятельностью, «преобразующий» себя, прежде всего, в этой сфере».
2.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («ОТ») выше 6, а по шкале «трансситуационный локус контроля» («ОЛ») ниже 5, то испытуемый относится к типу «Гармонизатор жизненной ситуации»: «…открыт жизненному опыту, отличается разнообразием жизненных целей (семья, работа, воспитание будущего поколения, достижение профессионализма, принесение пользы людям, поиски гармонии, совершенства) и выраженным стремлением к самосовершенствованию (в различных формах освоения человеческой культуры, а также во «внутренней» работе над собой)».
3.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («ОТ») ниже 5, а по шкале «трансситуационный локус контроля» («ОЛ») выше 6, то испытуемый относится к типу «Пользователь жизненной ситуации»; «…человек действия, ориентированный на достижение жизненного успеха, с трезвым взглядом на жизнь, определённой прагматичностью. Его жизненные цели очень конкретны (работа в первую очередь, карьера, общение, семья, ребёнок)».
4.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («ОТ») и по шкале «трансситуационный локус контроля» («ОЛ») ниже 5, то испытуемый относится к типу «Потребитель жизненной ситуации»- отличается от других типов тем, что «…жизненные цели у него либо отсутствуют, либо обобщённо-прагматичны. Для него характерно приспосабливаться к условиям существования, в том числе в проблемных ситуациях. Представители данного типа самосовершенствованием почти не занимаются и не считают нужным заниматься».
5.Если по одной из шкал («трансситуационное творчество», «трансситуационный локус контроля») или по обеим шкалам («трансситуационное творчество», «трансситуационный локус контроля») стеновые значения равны 5-6 баллам, то испытуемый относится к смешанному типу субъект-объектной ориентации.
1. Диагностируется тип «Преобразователь жизненной ситуации», если оба показателя характеризуются стеновым значением выше 6 (т.е. от 7 до 10 баллов).
2. Диагностируется тип «Гармонизатор жизненной ситуации», если по шкале «трансситуационное творчество» стеновое значение выше 6 (т.е. от 7 до 10 баллов), а по шкале «трансситуационный локус контроля» ниже 5 (т.е. от 1 до 4 баллов).
3. Диагностируется тип «Пользователь жизненной ситуацией», если по шкале «трансситуационное творчество» стеновое значение ниже 5 (т.е. от 1 до 4 баллов), по шкале «трансситуационный локус контроля» выше 6 (т.е. от 7 до 10 баллов).
4. Диагностируется тип «Потребитель жизненной ситуации», если оба показателя характеризуются стеновыми значениями ниже 5 (т.е. от 1 до 4 баллов).
5. Диагностируются смешанные типы, если по одной или обеим шкалам стеновое значение равно 5-6.
Дворецкая, М.Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты / М.Я. Дворецкая, Е.Ю. Коржова [Текст] // Журнал прикладной психологии. – 2005. – № 6. – С. 11-28.
Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека [Текст] / Е.Ю. Коржова – СПб.: Изд-во РХГА, 2006. – 384 с.