Описание теста
Для применения опросника среди школьников ему дано обобщенное название «Опросник атмосферы в школе», которое позволяет избежать акцентирования темы травли на этапе опроса и снижает возможность «наведенных» ответов.
Базовым положением, на основе которого выстраивалась работа, было представление о травле как инструменте выстраивания социальной иерархии и преодоления социальной неопределености. В ситуациях психологического напряжения, страха, неуверенности, тревоги насилие может становиться способом самоорганизации группы, что подтверждается исследованиями не только травли в школе, но и дедовщины в армейских подразделениях (Ачитаева, 2010; Банников, 2000; Белановский, Марзеева,1991) Разработка опросника риска буллинга в школе (ОРБ) происходила в несколько этапов. Команда специалистов центра «Перекресток», опираясь на многолетний опыт работы с подростками, в том числе в школьной среде, в процессе цикла фокусгрупп выделяла ключевые эмпирически подтверждающиеся факторы школьной травли. Первоначально обсуждались трехуровневая модель рисков. Риски на уровне класса: собственно травля; травля со стороны учителей; драки; воровство; хулиганство; повышенный интерес к темам секса и употребления психоактивных веществ. Риски на уровне школы: субъективное ощущение небезопасности; отчужденность между учениками; безнадзорность; стигматизация класса. Риски на уровне семьи: безнадзорность; насилие
Описание шкал теста и интерпретация результатов
Краткое описание шкал опросника.
Шкалы-предикторы
1. Шкала небезопасности измеряет степень распространенности в классе неуважения, небезопасности и пренебрежения правилами и границами. Высокие показатели по этой шкале говорят о высоком субъективном ощущении небезопасности у участников группы и повышенном риске различных дезадаптивных способов совладания с тревогой (в том числе травли, других форм агрессивного поведения). Шкала небезопасности отражает негативные характеристики психологической атмосферы, уровень фонового напряжения в группе, которое связано с низким качеством отношений и соблюдения правил общения. Это ведет к негативным установкам в общении: привлечении обид из прошлого; раздражении, негативизме и разобщенности в настоящем; подозрительности относительно перспектив общения.
2. Шкала разобщенности выявляет отсутствие сплоченности, величину дистанции между подростками, а также между ними и учителями, что связывается с отсутствием инструментов взаимодействия и взаимовлияния. Высокие показатели характеризуют неконтролируемость группы, отсутствие возможности диалога. Это не обусловливает буллинг напрямую, однако при развитии ситуации травли снижает вероятность его прекращения, поскольку в группе низка взаимовыручка и поддержка. Шкала разобщенности оценивает не фоновое, а актуальное и имеющее непосредственные ситуативные причины напряжение (вызываемое, например, драками), которое отражается и в негативных, агрессивных установках по отношению друг к другу, и одновременно в высокой степени тревоги в сочетании с переживанием одиночества.
Шкалы-антипредикторы
1. Шкала благополучия характеризует устойчивость границ, соблюдение правил и утверждение уважения как нормы в группе. Высокие показатели по этой шкале указывают на реализацию ценности уважения, которая представляет собой качественную альтернативу ценности власти и силы и служит фактором защиты от риска развития ситуаций буллинга. Шкала благополучия выявляет факторы, способствующие доверию и открытому диалогу в школе и, как следствие, снижению вероятности травли. Она оценивает устойчивость границ и правил коммуникаций в среде, что обеспечивает снижение уровня негативных установок по отношению к общению и взаимодействию.
2. Шкала равноправия оценивает способность группы к принятию различий участников, распределение ролей и возможность конструктивных, позитивных коммуникаций. Высокие показатели по этой шкале означают, что в группе распределены роли, есть отрефлексированная социальная определенность и есть диалогичные отношения. Это снижает тревогу и защищает группу от риска разворачивания травли на фоне выстраивания системы социальных статусов. Шкала равноправия также оценивает возможные пути стабилизации межличностных отношений в группе: несмотря на то, что эта шкала связана с физической и вербальной агрессией, она не коррелирует с другими показателями агрессивности или тревожности. Можно говорить о том, что в группе присутствуют проявления агрессивности, но они имеют такую форму, что не пугают членов группы и не способствуют их изоляции друг от друга, а, напротив, сочетаются с уважительными и принимающими разнообразие отношениями.
Инструкция к тесту
Добрый день! Мы предлагаем вам поучаствовать в исследовании, потому что нам хочется понять, насколько комфортно ученики себя ощущают в школе. Исследование анонимно, никто не сможет узнать, чьи это ответы. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Мы понимаем, что люди в школах не только учат и учатся, но и общаются, дружат, дерутся, спорят, делают что-то вместе. Нам как раз интересно, насколько приятно и легко или тяжело и сложно в школе с кем-то взаимодействовать. Спасибо, что принимаете участие в нашем исследовании.
Вопросы теста
Сообщите, пожалуйста, данные о себе:
Пол………. Возраст………Класс……………Дата……………
Школа/колледж…………………………………………………
Отметьте, пожалуйста, для каждого пункта, согласны или не согласны вы с этими утверждениями.
УТВЕРЖДЕНИЯ |
ДА |
НЕТ |
||
1 |
В вашем классе принято… |
|||
|
1.1 |
мешать друг другу, лезть, приставать |
|
|
|
1.2 |
вместе развлекаться после уроков |
|
|
|
1.3 |
шутить над кем-нибудь так, чтобы смеялся весь класс |
|
|
|
1.4 |
драться |
|
|
|
1.5 |
ходить друг к другу в гости |
|
|
|
1.6 |
заступаться за своих |
|
|
|
1.7 |
обзываться |
|
|
|
1.8 |
не мешать друг другу заниматься, чем захочется |
|
|
2 |
В вашем классе есть кто-то… |
|||
|
2.1 |
кого все уважают |
|
|
|
2.2 |
кого все боятся |
|
|
|
2.3 |
над кем все смеются |
|
|
|
2.4 |
кем часто недовольны учителя |
|
|
|
2.5 |
на кого хочется быть похожим |
|
|
|
2.6 |
с кем лучше не спорить |
|
|
|
2.7 |
кто никогда не прогуливает |
|
|
|
2.8 |
с кем даже учитель не может справиться
|
|
|
3 |
Как к вам в классе обращаются обычно учителя? |
|||
|
3.1 |
по имени |
|
|
|
3.2 |
по имени и отчеству |
|
|
|
3.3 |
по фамилии |
|
|
|
3.4 |
по прозвищам |
|
|
4 |
Когда в школе происходит драка, вы… |
|||
|
4.1 |
удивляетесь |
|
|
|
4.2 |
не обращаете внимания, это обычное дело |
|
|
|
4.3 |
присоединяетесь, встав на чью-то сторону |
|
|
|
4.4 |
много это потом обсуждаете между собой в классе |
|
|
5 |
Ценные вещи … |
|||
|
5.1 |
стараюсь не носить в школу вообще |
|
|
|
5.2 |
спокойно оставляю в классе |
|
|
|
5.3 |
можно оставить в коридоре |
|
|
|
5.4 |
был случай, что украли |
|
|
|
5.5 |
оставляю в раздевалке |
|
|
6 |
Вызов к директору – это… |
|||
|
6.1 |
хотят за что-то похвалить |
|
|
7 |
В вашей школе мат, ругательства… |
|||
|
7.1 |
звучат на переменах в личных разговорах |
|
|
|
7.2 |
не приняты вообще |
|
|
8 |
В вашей школе… |
|||
|
8.1 |
курят в туалетах, под лестницами |
|
|
9 |
В вашей школе стены, мебель… |
|||
|
9.1 |
исписанные, испачканные |
|
|
10 |
Если кто-то начинает орать, драться, класс «встает на уши»; что нужно, чтобы это прекратилось: |
|||
|
10.1 |
кто-то из учеников должен сказать «хватит» |
|
|
|
10.2 |
должен прийти директор |
|
|
|
10.3 |
это прекратится, когда все устанут |
|
|
11 |
В школе вам… |
|||
|
11.1 |
в целом нравится, приятно, интересно |
|
|
|
11.2 |
в целом не нравится, плохо, никто ни с кем не дружит |
|
|
12 |
Перемену я провожу: |
|||
|
12.1 |
захожу к друзьям в другие классы |
|
|
13 |
Когда ваш класс едет куда-то с учителями: |
|||
|
13.1 |
это обычная ситуация |
|
|
|
13.2 |
вам это нравится, это весело |
|
|
|
13.3 |
вы стараетесь не ездить |
|
|
|
13.4 |
учителям это сложно, они каждый говорят, что это «в последний раз» |
|
|
14 |
Ваш класс имеет репутацию |
|||
|
14.1 |
отличников |
|
|
|
14.2 |
хулиганов |
|
|
|
14.3 |
самого обычного, ничем не отличающегося от других классов в школе |
|
|
|
14.4 |
класса, в котором никто не хочет быть классным руководителем |
|
|
Ключи к тесту
Интерпретация результатов
Ключи к опроснику выглядят следующим образом:
Шкала небезопасности:
ДА – 1.1; 1.3; 1.7; 2.3; 2.4; 2.8; 3.4; 7.1; 8.1; 9.1; 10.2; 14.2; НЕТ – 1.8; 4.1; 7.2; 10.1;
Шкала благополучия:
ДА – 2.7; 3.1; 5.2; 5.3; 13.1; 14.3; НЕТ – 3.3; 5.1; 5.4; 13.4; 14.4;
Шкала разобщенности:
ДА –1.4; 4.2; 10.3; 11.2; 13.3; НЕТ – 1.2; 1.5; 1.6; 11.1; 13.2;
Шкала равноправия:
ДА –2.1; 2.2; 2.5; 2.6; 3.2; 4.3; 4.4; 5.5; 6.1; 12.1; 14.1.
Каждое совпадение с ключом оценивается в один балл. Баллы суммируются, сумма баллов делится на количество участников опроса. Итоговый показатель сравнивается со средним значением по методике (см. таблицу 1). Диапазон средних значений определяется с учетом средних квадратичных отклонений
Таблица 1
Средние значения (М) и средние квадратичные отклонения (SD)
по шкалам опросника
Распределение по группам |
Шкала небезопасности |
Шкала благополучия |
Шкала разобщенности |
Шкала равноправия |
|||||
М |
SD |
М |
SD |
М |
SD |
М |
SD |
||
|
|||||||||
Общая выборка N = 285 |
8,51 |
3,20 |
6,10 |
2,20 |
2,55 |
2,14 |
3,98 |
2,19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Девочки N = 152 |
8,26 |
3,29 |
6,46 |
2,35 |
2,42 |
2,11 |
3,79 |
1,88 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Мальчики N = 130 |
8,84 |
3,06 |
5,68 |
1,97 |
2,69 |
2,13 |
4,18 |
2,49 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Младшие подростки N = 155 |
9,21 |
2,14 |
5,30 |
1,88 |
2,64 |
2,18 |
4,00 |
2,17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Старшие подростки N = 133 |
8,20 |
3,19 |
6,47 |
2,25 |
2,47 |
2,04 |
3,98 |
2,18 |