Опросник профессионального выгорания (Maslach Burnout Inventor – MBI) был разработан К. Маслач и С. Джексон (С. Maslah, S.E. Jackson, 1981) в 1981 году. В России был адаптирован Н.Е. Водопьяновой. В настоящее время наряду с универсальной формой опросника существуют модификации для разных профессиональных групп.
Методика MBI состоит из 22 вопросов, которые сгруппированы в три шкалы, соответствующие симптомам психологического выгорания.
1.Психоэмоциональное истощение – указывает на степень тяжести процесс эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Истощение проявляется в опустошенности, хроническом утомлении, апатии, равнодушии к окружающим, раздражительности и депрессивности. Высокие баллы указывают на исчерпание психологических и физических ресурсов в связи с профессиональной деятельностью.
2. Деперсонализация, или личностное отдаление – отражает сложности во взаимоотношениях с коллегами и клиентами в профессиональной деятельности. Высокие баллы указывают на высокую формализованность, раздражительность, нетерпимость и негативизм при общении с людьми, которые сопровождаются ощущением несправедливости. В этой связи сокращается число контактов, возрастает эмоциональная дистанция и ухудшаются коммуникативные качества.
3. Редукция личных достижений – характеризует специфические изменения мотивации в связи с выгоранием. Проявляется в снижении увлеченности работой, заинтересованности в результате и, в целом, в снижении ценности работы. Сопровождается чувством вины, недовольством собой, обесцениванием своей компетентности и пессимизмом. Данная шкала имеет обратный характер, и высокие показатели указывают на отсутствие редукции достижений.
Интегральный показатель по методике – индекс психического выгорания – рассчитывается через сумму показателей по трем шкалам методики. При этом, показатель шкалы «Редукция личных достижений» переводится по соответствующей таблице в обратные значения.
Инструкция. Укажите слева от номера каждого утверждения, насколько часто оно соответствует вашим ощущениям от 0 – «никогда», до 6 – «ежедневно».
Текст опросника
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным (уставшим) человеком.
2. В конце рабочего дня я чувствую себя как «выжатый лимон».
3. В рабочие дни по утрам у меня плохое настроение, я считаю дни и часы до выходных
4. Я доволен/довольна результатами моей работы.
5. Меня утомляют люди, с которыми я работаю (подчиненные, клиенты, реципиенты), я стремлюсь свести время общения с ними до минимума.
6. Я чувствую в себе большой заряд бодрости, эмоциональной и творческой энергии на работе и после нее.*
7. Я умею находить правильные решения в трудных или конфликтных ситуациях на работе и вне ее.
8. Я чувствую потерю интереса и апатию по отношению к моей работе.
9. Я умею внести «искру» (творчество) в свою работу.
10. В последнее время я стал(а) более черствым(вой), бесчувственным(ой) в межличностных отношениях с реципиентами (подчиненными, клиентами, коллегами и др.).
11. Люди, с которыми мне приходится работать, не интересны для меня.
12. Я работаю с удовольствием, имею много целей и планов в моей деятельности. Я верю в их осуществление.
13. Я испытываю все больше разочарований в моей профессиональной деятельности.
14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
15. Я чувствую безразличие к тем, с кем мне нужно работать (реципиенты, подчиненные, клиенты, ученики и др.) и я предпочитаю формальное общение с ними, без лишних эмоций и открытости.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества и энтузиазма в рабочем коллективе (команде).
18. Я легко общаюсь на работе со всеми независимо от их амбиций, характера, манеры общения.
19. Я доволен/довольна моими жизненными и профессиональными успехами
20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
21. Я верю, что смогу еще много сделать (достичь) в своей жизни
22. Я проявляю к другим людям больше внимания и заботы, чем получаю в ответ признательности и благодарности.
Обработка данных. Суммируйте баллы по каждой субшкале. Звездочкой отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке, т. е. ответ «ежедневно» соответствует нулевому значению.
Ключ
Шкала |
Номер утверждения |
Эмоциональное истощение |
1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20 |
Деперсонализация |
5, 10, 11, 15, 22 |
Редукция личных достижений |
4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 |
Нормы. Для шкалы «Психоэмоциональное истощение» от 0 до 15 баллов – низкий уровень; от 16 до 24 баллов – средний уровень, 25 и более баллов – высокий уровень истощения. Нормы для шкалы «Деперсонализация»: от 0 до 5 баллов – низкий уровень, от 6 до 10 баллов – средний уровень, 11 баллов и выше – высокий уровень.
Нормы для шкалы «Редукция личных достижений» от 0 до 30 – высокий уровень; от 31 до 36 баллов – средний уровень; 37 балл и выше – низкий уровень. При переводе в обратную шкалу нормы по показателю «Редукция достижений» следующие: от 0 до 8 баллов – низкие, от 9 до 38 баллов – средние, 39 и выше – высокие. Для удобства интерпретации результатов в данном исследовании был использован перевод в обратную шкалу.
Нормы индекса психического выгорания: 0-23 баллов – крайне низкие значения; 24-49 баллов – низкие значения; 50-75 баллов – средние значения; 76-101 балл – высокие значения; 102-132 балла – крайне высокие значения.
Литература:
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2013. №4. С.17-27.
Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска. Под ред. С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с..