Этимологически слово «детство» берет свое начало в древнеиндийском корне «dhei-», одно из значений которого - «сосать, кормить». Метафорически это хорошо характеризует процесс развития ребенка: вырастая, ребенок «впитывает», сначала в семье, а затем и в социуме, морально-нравственные нормы поведения, которые впоследствии «перевариваются» и «усваиваются» (94).
Наряду с тем, что просоциальное поведение обладает биологическими предпосылками развития, оно не является врожденным качеством ребенка, а приобретается им в ходе возрастного развития, и именно период среднего детства становится определяющим для полноценного формирования данного компонента мотивационной сферы ребенка.
В процессе развития взглядов на морально-нравственные особенности ребенка представители различных течений были подвержены влиянию априорных рассуждений. Так, представители психоаналитического направления описывали характер маленьких детей мрачными красками и находили подтверждение своим взглядам в детской жадности, агрессивности, себялюбии и капризах. Альтруизм же с этой точки зрения выступает как средство редукции чувства вины. «Альтруистическое отречение рассматривается как реализация блокированных эгоистических желаний с помощью замещающих фигур» (З.Фрейд, А. Фрейд) (64).
Психологи, придерживающиеся гуманистического направления, утверждали, что все дети рождаются с положительной направленностью и «...чисты как падающий снег» (33, стр. 68-69).
Но такое углубление в крайности может привести к однозначной трактовке личности, О многогранности и многовариантности существа человека не приходится и упоминать. По сути, ребенок не является ни вполне хорошим, ни совершенно дурным. Нравственная ценность различных наклонно-
65
стей, проявляющихся в детях, не может быть правильно определена с помощью нравственных категорий взрослых. Ребенок, скорее всего, не является ни нравственным, ни безнравственным существом. Он - существо вненрав-ственное, и детские склонности, которые имеют какую-нибудь нравственную сторону, очень точно охарактеризованы У.Друммондом как «сырой материал нравственности» (33). Основные из этих склонностей имеют характер влечений сосредоточенных вокруг собственного «Я». Называть эти влечения порочными неправильно, так как это - чисто инстинктивные реакции, совершенно не управляемые волей. Влечения становятся более определенно нравственными по мере того, как развиваются «Я»- концепция и осознание, что вокруг существуют другие люди.
Эгоистические и альтруистические тенденции в поведении ребенка проходят сложную динамику развития и включены в общую структуру гуманистического развития личности в онтогенезе. Большинство психологов в рамках и психоаналитической, и когнитивной традиций рассматривают альтруизм как достаточно позднее образование, устойчиво и отчетливо проявляющееся у ребенка примерно в 5-6 лет. Исследователи отмечают, что, сформировавшись, просоциальное поведение детей оказывается довольно последовательным в различных ситуациях: дети, которые делятся чем-то или помогают в одном случае, часто поступают подобным образом и в других ситуациях. (81, стр. 179)
В процессе развития у ребенка постепенно формируются совершенно новые нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, не связанные с натуральными аффектами. На первых годах жизни ребенок связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по принципу эмоционального заражения. На втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии». Первые элементы просоциального поведения можно наблюдать в этом возрасте. Г. Крайг указывает на исследования психолога Зан-Вакслер и ее коллег (42, стр. 332). Зан-Вакслер отмеча-
66
ет, что на втором году жизни дети начинают проводить границу между собой и другими. Постепенно через эмоциональную вовлеченность в страдания других личное страдание обогащается сочувственным отношением к тому, кто страдает. Ребенок слит с ситуацией и партнером, чьи переживания он разделяет. Симпатия - это первичная эмоция, на основе которой развиваются все социальные чувства. Впоследствии симпатия дифференцируется на «чувства к другим» (любовь) и «чувства с другими» (сострадание). Первое есть предпосылка развития второго. Эта стадия подготавливает ребенка к «ситуации альтруизма» (4-5 лет), на которой он может соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей и предвидеть последствия собственного поведения.
Психолог И.Р.Алтунина отмечает, что наблюдения за детьми трех лет и младше показывают их неспособность отделять друг от друга и дифференцированно оценивать, нуждается ли другой человек в помощи (3, стр.139). Поэтому справедливо отметить, что приобретение человеком альтруистической направленности поведения происходит в процессе социализации.
Как констатирует С.Нартова-Бочавер (62), одним из первых исследовал моральные рассуждения великий швейцарский психолог Ж.Пиаже. Он связывал восприятие ребенком правил поведения и моральных норм с общеинтеллектуальным развитием и с обогащением опыта взаимодействия с другими людьми, в результате чего мораль становится внутренним, автономным образованием и перестает переживаться как внешнее указание. Ж.Пиаже датировал появление настоящей кооперации как просоциального поведения примерно в возрасте семи лет и утверждал, что оно возникает вследствие развития способности ребенка видеть мир с позиции другого человека.
Многочисленные последующие эксперименты также обнаружили, что именно в этот период большинство детей способно демонстрировать просо-циальное поведение. В частности значительный вклад в решение данной проблемы внес Л.Колберг. Вместе со своими сотрудниками он создал стади-
61
альную теорию нравственного развития. Он выдвинул гипотезу о том, что мораль развивается на протяжении всей жизни человека, что ее развитие имеет стадиальный характер. Для исследования морального сознания в качестве диагностического материала Л.Колберг создал девять дилемм, в содержании которых нормы права сталкивались с нормами морали, высшие и более низкие ценности человечества и т.д. Таким образом, было выделено три уровня морального развития ребенка с подразделением каждого на две стадии:
1. Доконвенциональный уровень. Ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями. Дети не могут принять на себя роль другого, встать на его точку зрения. Они считают моральные нормы установлениями авторитета и подчиняются им в присутствии взрослых.
2. Уровень конвенциональной морали. Происходит ориентация на заданные извне нормы. Основным мотивом поведения выступает осознанное стремление повиноваться общественным законам и поддерживать социальный порядок.
3. Постконвенциональная мораль. Выступает как ориентация на интернали-зованную систему принципов. Жизнь человека считается наивысшей ценностью. С позиций этого положения решаются все дилеммы (7).
В объяснении природы формирования альтруистического и помогающего поведения справедливо также сделать акцент на концепции социального интереса Альфреда Адлера. Данное направление рассматривает человека как целостную систему взаимосвязей и одновременно с этим как интегральную составную часть больших систем - семьи, сообщества. Поведение людей, по мнению А.Адлера, всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Поэтому люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями и подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Социальный интерес или общественное чувство - это способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. «Наша
68
цель - пишет А.Адлер - развить интерес к другим людям». Социальный интерес - это способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого». Это процесс идентификации, эмпатии, сотрудничества и альтруизма (2).
Как отмечает Е.В.Сидоренко (Е.В.Сидоренко, 2000), в современном представлении социальный интерес рассматривается в двух аспектах: как процесс и как направленность на объект.
С точки зрения направленности на объект, области проявления социального интереса отличаются в зависимости от качества того или иного объекта. Поэтому нам представляется возможным выделить соответствующие различным категориям объектов стадии развития альтруистического поведения:
1. Субсоциальная стадия. Развивается способность к заинтересованности неодушевленными предметами, ситуациями или видами деятельности (природа, наука, искусство).
2. Социальная стадия. Социальный интерес здесь направлен на все живое и проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого.
3. Супрасоциальная стадия. Проявляется интерес к Вселенной, всему миру в целом. Происходит идентификация как с живыми, так и с неживыми объектами (90).
Интересным является факт, обнаруженный белорусскими психологами. Дети, которые ведут себя просоциально (помогают, делятся, сочувствуют), одновременно оказываются одними из самых агрессивных детей в классе (с умеренной степенью агрессии). Исследователи предполагают, что некоторые дети вообще более социальны, чем другие, поэтому они демонстрируют все виды социального поведения (33).
Нет возможности указать четкие или хотя бы приблизительные возрастные границы описанных выше стадий. Это связано с тем, что на преобразование альтруистических тенденций поведения влияет очень много факторов, в частности, условия жизни, события и люди, сопровождающие и встречающиеся
69
человеку на жизненном пути, способность самого человека к самосовершенствованию.
Теперь обратимся к тому, какое место занимает семья в социализации альтруистического поведения ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. В первые годы жизни семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека входят другие социальные институты. Но и в это время семья остается одним из главных, а иногда и решающим фактором социализации личности.
Иначе говоря, в процессе социализации механизмы социального контроля превращаются во внутренние императивы индивидуального сознания.
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности, закладываются основы норм и правил нравственности, ценностные ориентации и т.д. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка. Поэтому причины и особенности формирования альтруистического поведения необходимо рассматривать в фокусе семейной среды.
В настоящее время психологическая наука обладает данными о тех психологических параметрах семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их личностных качеств в данной среде (В.Н.Дружинин, А.И.Захаров, А.Е.Личко, А.С.Спиваковская, О.А.Карабанова).
Большой вклад в понимание проблемы отношений внесли известные отечественные психологи В.Н.Мясищев (1960, 1970), Б.Г.Ананьев (1968,
70
1980), И.Н.Обозов (1979). В.Н.Мясищев сформулировал одно из важнейших в психологии принципиальных положений теории личности: система общественных отношений, в которую оказывается включенным человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности (В.Н.Мясищев, 1960).
Рассматривая проблему отношений личности, Б.Г.Ананьев показал важность категории общения среди других детерминант, определяющих развитие психики человека. Он подчеркивал, что в своем повседневном бытии человек связан с другими людьми, среди которых наиболее значимыми являются родители и близкие родственники ребенка, то есть его семья.
На различных этапах развития взглядов на семью специалисты, занимающиеся исследованиями в данной области, указывали на главную задачу семьи, а именно формирование первой социальной потребности ребенка -потребности в социальном контакте (М.И.Лисина), базового доверия к миру (Э.Эриксон), социальном интересе (А.Адлер) и привязанности (Дж.Боулби, М.Эйнсворт) в младенчестве. Это является фундаментом для кристаллизации и дальнейшего формирования альтруистического поведения.
Таким образом, на каждом возрастном этапе для успешного развития ребенка в целом и формирования у него альтруистического поведения в частности необходимо присутствие взрослых людей Самым позитивным будет тот случай, когда в процессе формирования личности будут принимать участие близкие и значимые для него люди - мать и отец.
Роль родителей в формировании альтруистической направленности личности
Подобно многим врожденным задаткам, альтруизм требует, чтобы его осознанно развивали. Другие люди - прежде всего семья - способствуют процессу его развития. Главные члены семьи - отец и мать оказывают решающее влияние на развитие ребенка.
71
Можно выделить несколько источников влияния на развитие у ребенка альтруистических установок. Важно указать на сходства и различия в реализации материнства и отцовства «как качественно своеобразных и различных форм родительства» (39, стр. 132).
Представители психоаналитического направления (Э.Фромм, А.Адлер, Э.Эриксон) одними из первых стали обращать внимание на существование двух институтов родительства - материнства и отцовства.
Наибольшее влияние оказывают отношения ребенка с матерью. Во-первых, именно с матерью у ребенка устанавливается естественная эмоциональная связь, перенесенная из перинатального развития. Во-вторых, мать чаще всего берет на себя главную ответственность за воспитание младенца и становится, таким образом, в положение теснейшего взаимодействия с ребенком с момента рождения. А.А.Реан указывает на одно из исследований немецких психологов, в котором было выяснено, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для ребенка, прежде всего, служит мать, а затем в зависимости от ситуации в разной последовательности - отец, подруга или друг. В аналогичном отечественном исследовании (А.А.Реан, М.Ю.Санникова) было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных характеристик при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. В целом, данное исследование установило, что негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности, а значит, ни в коей мере не способствует развитию альтруистической направленности личности (80).
Именно мать должна воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление взаимосвязей и товарищеских отношений. Любовь матери к ребенку должна проявляться как сосредоточение на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Только такая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и служит ролевой моделью для ребенка.
72
Таким образом, с одной стороны, мать должна учить детей самосохранению, умению выжить, с другой - учить не щадить себя во имя чужого блага и быть внимательными к потребностям и нуждам других людей.
Отец - второй по важности источник влияния на развитие альтруистических установок у ребенка. Из концепции Э.Фромма следует, что отцовская любовь качественным образом отличается от материнской. Она (отцовская любовь) требовательная, условная и в отличие от материнской не имеет врожденных предпосылок. Тем не менее традиционная роль отца определяется как роль носителя социальных норм и требований по отношению к ребенку, образец стандартов поведения (42, стр. 132).
В современных зарубежных исследованиях, описанных психологами из университета Аризоны Н.Эйзенберг и К.Вейлиэнтом, указывается на прямую зависимость между просоциальным поведением родителей и детей. Этот факт объясняется как создание стойких моделей просоциального поведения у детей в зависимости от принимаемого за эталон поведения родителей.
Одно из наиболее убедительных доказательств роли моделирования в семье альтруистических поступков в реальных ситуациях взаимодействия основано на изучении европейского опыта. В качестве исследуемых выступали европейцы, спасшие жизнь многим евреям от нацистского террора во времена Второй мировой войны. Люди осознавали, что действия, направленные на спасение (спасательные операции) обычно очень опасны и могут закончиться гибелью. Тем не менее они сознательно шли на этот шаг. Две независимые группы исследователей выявили, что спасение проводили в основном люди, воспитанные в семьях, где родители показывали пример (моделировали) щедрости, помощи и других подобных видов поведения. Такие же показатели были выявлены в работах, изучающих так называемых «всадников свободы» в конце 50-х начале 60-х годов в США. Группа молодых людей (многие из которых были европейцами и американцами) стремилась обеспечить равные права и возможности для афро-американцев в южной час-
73
ти Америки. Те, кто был наиболее активен и предан этому делу по опросам были воспитаны в семьях, где родители демонстрировали идеальную модель просоциального поведения и заботы о других, боролись против несправедливости и объясняли мотивы своего поведения детям. В рамках этого же вопроса, Ненси Эйзенберг описывает исследования американских ученых Харта и Фегли (1995). Они выяснили, что молодые люди, проявляющие большую чем их сверстники заботу, ссылались на родительские примеры поведения и воспроизводили их в своем поведении. Более того, Янобски и Уилсон (1995) установили взаимосвязь родительского волонтерства (добровольной помощи) и таких же тенденций поведения у их подрастающих детей. Таким образом, доказательство предположения, что пример родителей (модели поведения) влияет на желание помогать другим, нашел полное подтверждение. Но, несомненно, техника моделирования - это только часть всей тактики поведения взрослого, которая развивает просоциальные тенденции поведения у ребенка (133).
Моисеева Анна Аркадьевна. Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 Санкт-Петербург, 2007 186 с.