Понятие «Я-концепция» можно соотнести с распространенными в научной литературе терминами «идентичность», «самосознание», которые часто используются как синонимы.
В западной психологии решение проблемы идентичности ведется в рамках понятий «Я-концепция», «образ-Я». При этом в той или иной степени «Я-концепция» принимается за вариативный зісвивалент идентичности. Однако стоит отметить, что понятие «Я-концепции» трактуется западными психологами неоднозначно.
С конца XIX и до середины XX в. лишь некоторые психологи, социологи и психиатры пытались изучать Я-концепцию, преимущественно на абстрактном или теоретическом уровне. Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX в. проблемой Я-концепции, был У. Джемс, который основывал свои утверждения на повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции. М. Калкинс [Психологическая энциклопедия, 2003, с. 784] попыталась перенести изучение Я-копцепции в психологическую лабораторию. К. Коффка выделил «Я» в качестве одной из важнейших самостоятельных тем исследований гештальт-психологов, использовавших так называемую феноменологическую интроспекцию, при которой наблюдатели отчитываются о своих сознательных переживаниях безо всяких искусственных ограничений или попыток их анализировать. Между тем социологи, такие как Ч. X. Кули и Дж. Г. Мид, указывали на важную роль социальных взаимодействий в формировании Я-концепций, которые, в свою очередь, рассматривались в качестве основных детерминант
- 15-
социального поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исследованиях.
Исходя из особенностей характеристик той или иной Я-концепции, Р. Корсини, А. Ауэрбах на основе анализа исследований Я-концепции выделяют различные ее виды, подчеркивая, что теоретики и исследователи предпочитают рассматривать «исключительно феноменальную, или сознательную Я-концепцию, не затрагивая так называемой бессознательной Я-концепции» [Психологическая энциклопедия, 2003, с. 784]. Авторы выделяют следующие виды Я-концепции.
1. Личная Я-концепция - описательные характеристики или
поведенческие свойства индивидуума, какими он видит их. Эти
характеристики могут варьировать от сравнительно специфических до
весьма обобщенных.
2. Социальные Я-концепции - описательные характеристики или
поведенческие свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся
другими.
3. Я-идеалы, касающиеся личной Я-концепции. Это представления о том, каким бы хотел быть индивидуум на самом деле.
4. Я-идеалы, касающиеся социальных Я-концепций. Это представления о том, каким индивидуум хотел бы выглядеть в глазах других.
5. Оценки описательных личных Я-концепций относительно
соответствующих личных Я-идеалов.
6. Оценки описательных социальных Я-концепций относительно
соответствующих идеалов для социальной Я-концепции.
В целом, следует отметить, что в западной психологии использование понятия «Я-концепции» - широкомасштабное, далеко неоднозначно трактуемое психологами.
По мнению К. Роджерса «Я-концепция» (self-concept) - более или менее осознанная устойчивая система представлений индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и
-16-поведенческие характеристики. Центральным звеном в теории личности К. Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка с взрослыми и другими детьми, у него создается представление о себе. Однако формирование самооценок не проходит без конфликта. Очень часто оценка окружающих не соответствует самооценке. Человек стоит перед дилеммой, принять ли оценку других, либо остаться при своей. Происходит сложный процесс «взвешивания», который К. Роджерс назвал «органическим оценочным процессом» [Роджерс К.Р., 1994, с.327]. В начале источник оценок лежит как бы внутри организма ребенка. Но впоследствии ребенок «предает мудрость своего организма», отказывается от индивидуального оценочного механизма, подчиняет свое поведение системе оценок окружающих, чтобы не потерять их любовь.
К. Роджерс различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается им как реальное организмическое «Я». Я-концепция людей -это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». На начальном этапе Я-концепция формируется в основном на личном опыте индивида. Также люди разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я». Я-концепция включает как восприятие людьми самих себя, так и изменяющиеся положительные и отрицательные оценки, связанные с восприятием самих себя. Оценки, в основе которых лежит скорее мнение других, чем собственный организмический оценочный процесс, принято называть условиями ценности [Нельсон-Джоунс Р., 2002, с. 35].
Таким образом, согласно личностно-ориентированной теории К.Роджерса, у людей существует два процесса оценки: организмический процесс и интернализация оценок других людей (условия ценности).
По мнению К. Роджерса, таким путем многие люди получают ценностные образы, зачастую крайне противоречивые, т.к. порождаются они огромным количеством источников. Присваивая эти ценности, не вникая
- 17-
в свои внутренние ощущения и реакции на эти образы, человек уходит все дальше от истинной самооценки. Именно это противоречие между осознанными, но ложными оценками и оценочным механизмом на неосознанном внутреннем уровне характеризует незрелую личность. Стремясь сохранить «свои» ценности и основанное на них представление о себе, человек строит систему защиты против опасного, несовместимого с «Я-концепцией» опыта. Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих «Я-концепции», индивид использует один их двух защитных механизмов - ис¬кажение и отрицание.
К. Роджерс рассматривал природу человека как позитивную, движущуюся к зрелости, социализации и самоактуализации. По его мнению, когда человек ощущает психологическую свободу, он открыт опыту и может действовать в позитивной, конструктивной и доверительной манере. Так, он рассматривает в качестве ядра личности врожденное стремление организма актуализировать или развивать все свои способности. Характеристиками ядра личности являются 1) врожденные потенциальные возможности, определяющие пути, по которым будет реализовываться тенденция актуализации; 2) «Я-концепция», определяющая пути, по которым будет выражаться тенденция самоактуализации.
Когда у человека развивается «Я-концепция», то осознание важности мнения о нем других людей приведет к тому, что он будет видеть себя только сквозь призму тех действий, мыслей и чувств, которые получали одобрение и поддержку. Такая «Я-концепция» будет основана, по мнению К. Роджерса, на условиях ценности. Для наиболее полной актуализированности своих возможностей нужно обладать «Я-концепцией», которая не включает условия ценности и не порождает защит. Тенденции актуализации - это биологическое давление в направлении реализации генетического проекта, несмотря на все трудности, создаваемые окружающей средой [Роджерс К.Р. ,1994. с. 251]. Наиболее важной из них
- 18-
является тенденция к самоактуализации. Ее отличие от тенденций актуализации состоит в том, что здесь задействована самость. Тенденция самоактуализации - это стремление вести себя и развиваться (получать уникальный опыт) в соответствии с тем, как человек сознательно себя воспринимает.
Первая и весьма глубокая концепция личностного «Я»,
рассматриваемая в контексте самопознания, принадлежит У.Джеймсу. Я-
образ, с его точки зрения, - это не только констатация, описание черт своей
личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных и
ними переживаний. Во главе стоит «глобальная Я-концепция» - совокупность
установок индивида, направленных на самого себя. Это «поток сознания» или
чувство собственной преемственности и неповторимости по У. Джеймсу
[Психология самосознания, 2000, с.8]. Он выделил в нем два элемента - «Я>>-
сознающее (I), и «Я»-как-объект (Me). Это - две стороны одной целостности,
всегда существовавшие одновременно. Одна из них являет собой чистый
опыт («Я»-сознающее), а другая - содержание этого опыта («Я»-как-
объект). Однако это условное разграничение, которое, в сущности, является
лишь удобной семантической моделью. В реальной психической жизни эти
элементы настолько слиты, что образуют единое, практически
нерасторжимое целое. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления можно только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. Джеймс выделял четыре составляющие Я, располагая их в порядке значимости: духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я», физическое «Я». Всем людям свойственно стремление максимально развить всевозможные грани своего «Я», однако ограниченность способностей, существования человека в пространстве и во времени в принципе заставляет каждого подходить реалистически - выбирать лишь отдельные аспекты личностного развития и ставить по отношению к ним конечные цели. Когда такой выбор сделан, самооценка отсчитывается уже относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и
- 19-
понижается, если человеку не удается их реализовать. В связи с выше изложенным, У. Джеймс разработал оригинальную формулу самооценки: Самооценка = Успех / Притязания.
По мнению У. Джеймса, на развитие «Я-концепции» решающее влияние оказывает семья и общество.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки. Р.Берне, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: «Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой» [Берне Р., 1986, с.113].
Рассматривая структуру Я-концепции, Р.Бернс отмечает, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.
Согласно Р.Бернсу, описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем» [Берне Р., 1986, с. 93].
Реакция родителей, их подход к решению стоящих перед ними реальных проблем обусловливают те или иные внутренние изменения в самосознании ребенка, его эмоциональный тонус, в конечном счете развивают и его Я-концепцию в том или ином направлении. Р.Бернс акцентирует роль родительского влияния в жизни ребенка, подростка,
-20-
которое определяется по крайней мере двумя факторами: во-первых, индивидуально-психологическими свойствами родителей (адаптивность — неадаптивность, сдержанность — импульсивность, организованность — неорганизованность, жизнерадостность —■ угрюмость и т. п.); во-вторых — воспитательным стилем родителей, в котором находят отражение их мировоззрение и внешние события жизни.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:
1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.
Существенным фактором восстановления внутренней согласованности
является то, что человек думает о самом себе.
2. Я-концепция как интерпретация опыта. У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.
3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.
Как видим, в Я-концепции, по определению Р.Бернса, выделяются
описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-
концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В
-21 -
большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
Эмоциональное отношение к этому убеэ/сдению (эмоционально-оценочная составляющая).
Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом: образ Я (представления индивида о самом себе), самооценка (аффективная оценка этого представления), потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-концепции.
/. Когнитивная составляющая Я-концепции или Образ Я. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными.
2. Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или самооценка.
Самооценка подразумевает под собой «известное отношение к себе: к своим
качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам».
Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое
выражается в установках, свойственных индивиду. Самооценка отражает
степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной
ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его
"Я". Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя,
самоотрицание, негативное отношение к своей личности [Берне Р., 1986,
с.84].
3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в
-22 -
потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.
Образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают человека к определенному поведению; потому глобальную Я-концепцию рассматривают как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.
Обычно выделяют, по крайней мере, три основные модальности самоустановок.
1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.
2. Зеркальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.
-23-
Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль:
4. Конструктивное Я (Я в будущем). Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели "Я". В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.
Таким образом, согласно Р. Бернсу, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.
Формируя «Я-концепцию», люди определяют себя с помощью таких конвенциальных категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Всякий раз, когда задеваются категории, с которыми человек себя идентифицирует, он реагирует так, словно затронут он лично.
«Я-концепция» имеет также временные характеристики. Поскольку люди живут во времени и способны видеть свое поведение ретроспективно и перспективно, они могут организовывать и планировать свои действия, которые охватывают длительный период времени. Чтобы понимать кого-либо, человек должен знать кое-что из его прошлого и учитывать его представления о будущем, которые влияют на поведение в настоящем. Именно с такой точки зрения каждый человек рассматривает самого себя.
«Я-концепция» человека есть то, что он значит для самого себя. Как и другие значения, «Я-концепция» не может быть определена в связи с какой-либо частной реакцией. Она зависит, прежде всего, от требований данной конкретной ситуации. Значения же обнаруживаются лишь в шаблоне
-24-
реакций, ибо, хотя каждая из них не похожа на другие, все они основываются на одних и тех же предположениях относительно устойчивых свойств объекта - самого себя. В каждой ситуации человек формирует несколько отличный «Я-образ» и реагирует на него в соответствии с требованиями данной ситуации. Но постоянство в его поведении сохраняется потому, что все реакции основаны на одних и тех же предпосылках относительно того, какого рода человеческим существом он является. Единая персонификация «я» возникает посредством организации определенных реакций; благодаря существованию постоянного шаблона различные склонности складываются в единую систему.
В.В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, "Я-образе", или "Я-концепции" осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов "Я", либо как поиск "измерений" (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов "Я" является различение "Я - реального" и "Я - идеального", которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, 3. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение "материального Я" и "социального Я". Более дробная классификация образов предложена Розенбергом: "настоящее Я", "динамическое Я", "фактическое Я", "вероятное Я", "идеализированное Я" [Столин В.В., 1983, с.63]. По мнению М. Розенберга, «Я-концепция» предполагает внутреннее единство, тождественность личности, но фактически индивид имеет множество разных образов «Я». Понятие "возможное Я" было введено в обиход в рамках анализа структуры Я-концепции как целостного образования. М. Розенберг и Г. Каплан, рассматривая идею многоуровневой организации Я-образов (строения Я-концепции), выделяют различные "планы функционирования" Я-концепции (план реальности, план фантазии, план будущего и пр., в том числе - и план возможности). "Возможное Я", соответствующее плану возможностей, есть представление человека о том,
-25-
каким он мог бы стать. [Белинская Е.П.,1999, с.9].
В концепции X. Маркус было введено понятие "рабочей Я-концепции" -Я-концепция в данное время и в заданном социальном контексте взаимодействия, часть общего репертуара Я, определяемого на микро- и макро-социальном уровне. Какие-то рабочие Я-концепции актуализируются чаще, какие-то - реже, вопрос о стабильности/изменчивости Я-концепции начинает звучать как вопрос вероятности появления той или иной частной Я-концепции в ситуации конкретного социального взаимодействия [Белинская Е.П,1999, с.11].
Ш. Самюэль выделяет четыре "измерения" "Я-концепции": образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и самооценку. Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение [Столин В.В., 1983, с. 171]. Возможны и более частные ее виды, например, профессиональная «Я-концепция» личности или «Я-профессиональное». В свою очередь, профессиональная «Я-концепция» личности также может быть, как реальной, так и идеальной.
Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождения между реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. В любом случае, нет повода ожидать полного совпадения «Я-реального» и «Я-идеального», особенно, если речь идет о подростковом и юношеском возрасте.
По существу на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной «Я-концепции», построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.
Как неоднократно было доказано, главным ориентиром для «Я-концепции» является «Я» другого человека, т.е. представление индивида о том, что думают о нем другие. «Я-каким-меня-видят-другие» и «Я-каким-я-сам себя вижу» весьма сходны по своему содержанию. Один из важнейших элементов формирования такого представления - это соотнесение себя с
-26-
другими людьми. Очевидно, что не может существовать «Я», если не существуют «ты», «они», поскольку нет никаких сомнений в том, что «Я-концепция» социальная по своей природе.
Становление человеческого «Я», как целостного психического явления, в сущности есть ни что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс. По мере того как социальное взаимодействие становится более сложным, к Я-образу добавляются все новые и новые детали. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в «Я-концепцию» (Дж. Мид).
Э. Эриксон рассматривает «Я-концепцию» через призму эго-идентичности - и определяет ее не просто как сумму принятых ролей, но и как определенное сочетание идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также как знание о том, как реагируют на него окружающие [Эриксон Э., 2006, с. 204]. «Эго-идентичность» формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением и имеет психосоциальную природу. Становление «эго-идентичности» стадиальный процесс, развертывающийся на протяжении всей жизни человека. Каждая стадия сопровождается кризисом - ситуацией выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой, т.е. человек должен сделать выбор между двумя альтернативами (в сторону усиления или ослабления «Я»), который сказывается на его дальнейшей жизни в смысле успешности - неуспешности.
Социальные и культурные факторы, согласно К. Хорни, являются основным источником противоречивых ценностей и требований, предъявляемых индивиду, которые выступают основой разного рода внутриличностных конфликтов. К. Хорни выделила несколько образов «Я»: реальное «Я» - выражает самоидентичность личности; актуальное «Я» -личность в данный момент; идеальное «Я» - образ, каким личность хотела
-27-
бы стать. Согласно К. Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала [Хорни К., 2008, с. 56].
Идеальный образ, как и "сверх-Я", считается инстанцией, осуществляющей регулирующую функцию, ответственной за отбор поступков. Реальное Я, будучи сильным и активным, позволяет принимать решения и брать на себя ответственность за них. Оно ведет к подлинной интеграции и здоровому чувству целостности, тождества [Хорни К., 2008, с. 324].
Интересна в этой связи теория Хариса Т.А. [Харрис Т.А., 2004, с. 175], согласно которой, в детстве (к 5-6 годам), у каждого формируются базовые психологические установки, которые проявляются в самооценке и в оценке других. Тот, кто воспринимает себя позитивно, более успешен в общении.
Согласно теории Г. Салливана содержание представлений о себе определя¬ется мнением значимых других на этапах раннего онтогенеза. По его мнению, «Я» - это набор убеждений о том, кто ты и какой ты, складывающихся вследствие одобрения и неодобрения окружающими и выполняющих защитную функцию, препятствуя восприятию тех аспеїсгов «Я», которые не совместимы с этими убеждениями [Салливан Г.С, 1999, с. 173]. Основой личности в данной теории является «Я» - система, в ней выделяются - хорошее «Я», плохое «Я», не-«Я». При плохом «Я» субъект принимает вину на себя, при хорошем «Я» -перекладывает на других. Такой же точки зрения придерживался и Р. Заззо, который считал, что Я-образ формируется через отделение ребенком своего тела от предметного мира и отделение своих действий от своего тела в течение ■ первых 2-х лет жизни.
В рамках социальной психологии Т. Шибутани [Шибутани Т., 2002, с. 421] рассматривает самосознание через призму Я-образа и «Я-концепции». Я-образы - специфичны, изменчивы от одной ситуации к другой, а «Я-концепция» - устойчивый компонент, создающий определенность линии поведения личности, т.е. имеют исключительно поведенческий смысл.
-28-
Развитие Я-образа происходит под влиянием значимого окружения. Рас-смотреть динамику «Я» через потребности позволяет концепция А. Маслоу [Маслоу А. 2008, с. 101]. Переживание чувства принадлежности к обществу способствует формированию полоролевой и социальной идентификации, самооценки ребенка, а далее происходит становление высшей потребности, активизирующей стремление к самосовершенствованию и самоактуализации. По Маслоу, актуализация врожденных потенциальных возможностей фактически обеспечивает развитие «Я-концепции».
Современный западный ученый Р. Стренг выделяет 4 основных аспекта Я. Общая Я-концепция - представление о своей личности и восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире. Индивидуальные временные или переходные Я-концепции — концепции, зависящие от настроения, ситуации и т. п. Социальная Я-концепция - представление о том, что о человеке думают другие люди. Идеальная Я-концепция - то, каким человек хотел бы стать. Эти представления могут быть заниженными, завышенными или реалистическими. Реалистические приводят к принятию самого себя, психическому здоровью, достижению целей [Райе Ф., 2000, с. 75].
Таким образом, в большинстве рассмотренных нами теорий нет четкого определения термина «Я-образ». В приведенной ниже Таблице! мы охарактеризовали взгляды известных западных психологов, представителей различных психологических школ, на понятие «Я-концепция».
Таблица 1.
Понятие «Я-концепция» в трудах некоторых западных психологов
Автор Определение Акценты Особенности
формирования
К.Роджерс (гуманистичес кая психология) «Я-концепция» (self- concept) - более или менее осознанная устойчивая система представлений индивида о самом себе, включающая Основное звено -категория самооценки. Уже на начальной стадии формирования Я-концепции вокруг нее Формирование представлений о себе протекает в конфликте между самооценкой и оценкой других. Любовь
-29-
физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие характеристики. группируются оценочные и аффективные установки. настолько важна для ребенка, что в своем поведении он «предает мудрость своего организма» [Роджерс К.Р., 1994, с. 21], подчиняет свое поведение системе оценок значимых окружающих,' чтобы не потерять их любовь.
У. Джеймс (функциональ ная психология) Глобальное, личностное «Я» (self)- двойственное образование, в котором соединяются «Я»-сознающее (I), «Я»-как-объскт (Me). Одна из них являет собой чистый продукт («Я»-сознающее), а другая -содержание этого опыта («Я»-как-объект). «Я»-как-объект - это все то, что человек может назвать своим: духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я», физическое «Я». Реализующие механизмы: самосохранение и самооценка. «Self» - это не только описание черт своей пичности, но и вся совокупность их оценочных
характеристик и связанных с ними переживаний. Решающее влияние оказывают семья, общество.
Э. Эриксон
(эго-
психология) Идентичность
тождественность человека самому себе, включающая усвоенный и субъективно воспринимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития Главной чертой идентичности является динамизм, так как идентичность не является чем-то неизменным. Движущей силой развития идентичности является расширение радиуса значимых отношений [Эриксон Э., 2006, с.75].
-зо-
[Эриксон Э., 2006, с.68].
Джордж Мид
(символически
й
интеракциониз
м) Я(5е//) - совокупность / и Me. I
— это то, как человек в качестве
субъекта психической
деятельности спонтанно
воспринимает Me. При этом Me
— это усвоенные человеком
ценности, установки [Мид Дж.,
1996, с. 64]. Индивид воспринимает себя в соответствии с геми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. Именно социальная среда обусловливает форму и содержание процесса формирования
il-концепции.
X. Ремшмидт «Абстрактное выражение всех существенных признаков самости (самость совокупность индивидуальных переживаний и воспоминаний) в представлении самого человека и окружающих» [Ремшмидт X., 1994, с. 62]. «Я»-концепция -это теория самого себя, или установка относительно собственной личности,... она более изменчива, чем идентичность» [Ремшмидт X., 1994, с. 78]. «Я-концепция.. .зависит от изменений социального окружения и общественных отношений» [Ремшмидт X., 1994, с. 78].
Р. Берне (интегрально-
интеракциоана
листичный
подход) Совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой [Берне Р., 1986, с.84]. Установки,
направленные на себя
включают три
составляющих:
когнитивную,
оценочную,
поведенческую. Формируется под воздействием... «контактов со значимыми другими, которые в сущности, и определяют
представления индивида о самом себе. На первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие» [Берне Р., 1986, с.84].
В отличие от западной, отечественная психология чаще всего оперирует термином «самосознание», согласно которому самосознание - это сложный процесс познания человека о себе, развернутый во времени, связанный с
-31 -
движением единичных, ситуативных образов через интеграцию многочисленных образов в целостное образование - в понятие собственного «Я» как субъекта, отличного от других или обобщенный Я-образ как интегральное структурное образование.
Л.С. Выготский уделял много внимания анализу отношения человека с самим собой, а не с миром внешних объектов [Выготский Л.С, 1984, с. 309]. Представление о личности как о социальном явлении рассматривается в его работах, где отмечается, что впервые понятие о «Я» развивается у ребенка из понятия о других. Связь самосознания с формированием представлений ребенка о себе в ходе совместной деятельности с взрослыми показана в работах С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн С.Л., 1976, с. 263]. В.Н. Мясищев же связывал возникновение самосознания с выражением эмоционального отношения к окружающему.
Исследования, посвященные проблеме самосознания в отечественной психологии, сконцентрированы, в основном, вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, В.В.Столина, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии.
-32-
В отечественной психологии представления о Я-концепции традиционно развивались в рамках исследования самосознания. Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин [Мерлин B.C., 1996, с. 245], во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного "я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание "я" -примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
А.Г.Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание -конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней» [Спиркин А.Г., 2006, с. 143].
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, то самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода "духовный свет, обнаруживающий и
-33-
себя и другое ".
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значением самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать "просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "я".
А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный компонент Я-концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости [Петровский В.А.,1996, с. 224].
В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам [Гримак Л. П.,1991,с. 197].
Психологический анализ самосознания, как считает И.И.Чеснокова, обязательно включает вопрос о структуре самосознания. В качестве одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание самосознания как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности [Чеснокова И.И., 1984, с. 162].
Личностный подход к изучению особенностей самосознания разрабатывался Е.Т.Соколовой. По ее мнению самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного [Соколова Е.Т., 1989, с. 123]. В связи с этим, она считает, что в структуре самосознания необходимо различать 3 компонента -когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоционально-ценностное отношение, самооценка) и поведенческий, которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны.
-34-
Взгляды различных авторов на соотношение понятий «образ Я» и «представление о себе» можно свести к двум позициям: в первой образ «Я» и представление о себе рассматриваются как синонимы и служат для обозначения когнитивного аспекта Я-концепции (Р.Бернс, 1986; У.Джеймс, 1991; И.С.Кон, 1984 и др.); во второй позиции образ «Я» представляется шире, чем представление о себе, которое составляет содержание образа «Я», и последний является синонимом Я-концепции (В.С.Агапов, 1994; М.И.Лисина, 1983; В.В.Столин, 1985 и др.).
Итак, согласно первой точке зрения, многообразные знания о себе формируются в образ «Я». И.С.Кон отмечает, что образ «Я» как представление о самом себе является внутренним ядром личности и понимается как единая, не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе [Кон И.С., 1967, с. 22-23].
Понимание образа «Я» как установочной системы позволило М.Розенбергу выделить в нем несколько автономных измерений: степень когнитивной сложности и дифференцированности; степень субъективной значимости образа «Я»; степень внутренней целостности и последовательности; устойчивость и стабильность; самоуважение [M.Rosenberg, 1965, р. 24].
В.В.Столин как представитель другой позиции выделяет в образе «Я» знания о себе и самоотношение. Основным механизмом самопознания, по мнению автора, является обнаружение собственных черт в ситуации поступка. После совершения поступка происходит запуск самопознания и субъект судит о наличии у себя той или иной личностной черты по невозможности или затруднительности действия, которому данная черта препятствует [Столин В.В., 1983, с. 96].
Важными психологическими механизмами самопознания считаются также: 1) усвоение субъектом оценки его другими людьми; 2) социальное сравнение; 3) самоатрибуция (наблюдение и оценивание своего поведения в различных ситуациях) [Кон И.С., 1982, с. 62].
-35-
Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал в целом как «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа» [Леонтьев А.Н., 1975, с. 341].
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в "Я" субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
В целом можно отметить, что в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой трактовки понятия «Я-концепция», ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но «Я-концепция» - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое
-36-
и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, воспитания, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты. С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В свою очередь и она служит для них значимой обратной связью. В отличие от ситуативных я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент). Я-концепция создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождественности. Так выглядит в общих чертах диалектика становления и проявления противоречивых, всегда незавершенных представлений о собственном Я — «Я-концепции» с ее интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим компонентами.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что «Я-концепция» - это обобщенная, более или менее осознанная устойчивая система установок относительно собственной личности, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие характеристики. «Я-концепция» является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение «Я-концепции» обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильное влияние на формирование «Я-концепции».
Фундаментальное влияние на формирование «Я-концепции» в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в
-37-
период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии «Я-концепции» становится значение опыта социального взаимодействия в формальных и неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль и в подростковом, и в юношеском возрасте.
Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: ««Я-концепция» - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой». Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. «Я-концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
«Я-концепция» образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.
Койшибаева Ирина Анатольевна. Стиль семейного воспитания как фактор развития Я-концепции подростка в городской семье : на примере российских, украинских и казахских семей : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Койшибаева Ирина Анатольевна; [Место защиты: Моск. психол.-пед. ин-т].- Москва, 2010.- 225 с.