Главная / Материалы / Семья / Основные подходы к изучению семьи и супружества в психологии

Основные подходы к изучению семьи и супружества в психологии

Социально-психологический аспект исследования семьи и брака в настоящее время становится насущной задачей научного изучения семьи, исследования ее психологии [94, с. 40]. Семья - это социальная группа из двух или более человек, родственных по крови, браку или усыновлению, которые живут вместе протяженное время, совместно пользуются экономическими благами и заботятся о младших. Брак - социальная связь (узы) между муж чиной и женщиной, санкционированная и одобренная обществом, включающая экономическое сотрудничество и одобренную культурой сексуальную активность [174, с. 352].

Выявлению места семьи в структуре общественных отношений и ее функций посвящены исследования Э.К. Васильевой [27; 28], которая во взаимосвязи семьи и общества выделяет 3 направления:

1)      связи, направленные от общества к семье, которые составляют комплекс факторов, формирующих определенный тип семьи и воздействующих на ее развитие;

2)      обратные связи, через которые регулируется влияние семьи на различные стороны общественной жизни;

3)      собственно внутрисемейные связи, регулирующие функционирование и развитие семьи как самостоятельной единицы, хотя через сложный

%      комплекс опосредованных связей они подчинены общим закономерностям

явлений и процессов общественной жизни.

В индустриальном обществе люди сначала живут в семье по ориентации (family of orientation) - семье, в которой человек родился и в которой

15

проходила его первичная социализация. Позднее человек живет в семье деторождения (family of procreation), в которой он сам имеет детей или усыновляет их. По признаку включенных родственных связей принято выделять нуклеарную и расширенную (extended) семью [174, с. 352-353].

Анализу исторической изменяемости брачно-семейных отношений, выявлению тенденций развития брака и семьи, новых проблем их социологического изучения посвящены работы Л.С. Андреевой [8], А.Г. Вишневского с сотр. [30], СИ. Голода [37; 38], И.В. Мохиной с сотр. [83], А.Г. Харчева и М.С Мацковского [145], Н.Г. Юркевича [152], З.А. Янковой [153], R.O. Blood [158], J.J. Macionis [174] и др. Существуют различные типы браков. Так, традиционно выделяют моногамию, серийную моногамию (серия моногамных браков) и полигамию, в которой различают полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужие) [174, с. 353].

Рассмотрение этапов, пройденных семьей в своем развитии, предполагает выделение трех основных исторических типов моногамной семьи, существующих и в настоящее время: патриархального, детоцентристского и супружеского [8; 30; 38; 147]. В семье супружеского типа основная ось отношений определяется не родством и родительством, как в двух первых типах, а супружеством (свойством), т.е. личностным взаимодействием брачных партнеров. При этом происходит смещение акцента в сторону личных интересов, открытое декларирование ценности сексуальной стороны брака, что и проявляется в повышении требовательности к духовным и интимно-личностным качествам брачного партнера [147, с. 15-16].

Относительная самостоятельность семьи как ячейки общества является основой формирования своеобразной семейной психологии. Внутри этой группы складываются специфические традиции, обычаи, привычки, которые передаются из поколения в поколение [94, с. 27]. Семья обладает сложным внутренним строением, определенной психологической структурой. По мнению В.В. Столина, психологическая структура семьи неосязаема и проявляется лишь в динамике взаимодействия ее членов [128]. Семье свойствен ус-

16

тоявшиися характер отношений между супругами и между родителями и детьми, накладывающий отпечаток на всю семейную жизнь, на процесс воспитания в семье. Вырабатывается в семье и собственная система взглядов, потребностей, интересов, установок. Эта часть явлений семейной жизни более подвижна, быстрее меняется, отражая непосредственные условия жизни семьи, формируя в личности ту или иную направленность. Совместная жизнь членов семьи, определенный характер отношений способствуют и созданию в семье определенного настроения, специфических форм общения. Семья, таким образом, является первичной малой группой [94, с. 28].

Изучение семьи как малой группы является традиционным для современной социальной психологии и освещается в работах Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана и Е.М. Дубовской [7; 36], А.Н. Волковой [32], М. Земской [51], АЛ. Ощепковой и P.O. Рыкун [95], А.И. Тащевой [133], Н.Ф. Федотовой [142] и др. Так, специфическими признаками семьи как малой группы считаются:

-        ее нормативная заданность;

-        специфический состав: гетерогенность группы по полу и возрасту;

-        закрытость семейной системы;

-        полифункциональность семьи, что нередко приводит к множественному и конфликтному характеру семейных ролей;

-        особая ответственность членов семьи друг за друга и интимность отношений, которые, прежде всего, эмоциональны и которые затрагивают все стороны индивидуальности членов семьи, а также усиливают относительную отгороженность семьи от внешних воздействий;

-        «историчность» группы;

-        тотальная включенность: для некоторых членов семьи (детей) принадлежность к данной группе не является результатом выбора.

Своеобразие и многообразие функций, которые выполняет семья в жизни отдельных ее членов и в жизни общества, представляет в своей статье Н.Ф. Федотова [142]. Такими функциями являются репродуктивная, воспитательная, функция материального обеспечения семьи и пр. Однако при психо-

17

логическом подходе можно выявить «психологическое обеспечение» функций семьи. Так, рассмотрение ролевого поведения супругов непосредственно обусловливается функциями и потребностями супругов. Следовательно, необходимо знать общие закономерности проявления функций семьи в конкретных исторических условиях. Наряду с традиционно выделяемыми функциями семьи А.Н. Обозова и Л.Я. Гозман выделяют в качестве ведущей функции «обеспечение психологического комфорта и эмоциональную поддержку друг друга» [34, с. 212; 92], что особо важно для функционирования супружеской диады.

Необходимо отметить, что потребность в семье является одной из смыслообразующих потребностей личности, производной от потребности личности в любви. Следовательно, именно удовлетворение потребности в любви, которое реализуется в интересах, чувствах, желаниях, мотивах и соответствующем избирательном поведении с лицами противоположного пола, в дальнейшем и приводит к принятию решения о совместной жизни.

Любые предбрачные отношения начинаются с выбора партнера. Поэтому начальные этапы развития отношений обладают одинаковыми чертами: и когда предбрачные отношения переходят затем в брачные, и когда они по какой-либо причине распались, не достигнув стадии, на которой принимается решение о вступлении в брак, и даже в тех случаях, когда возможный брак вообще не является осознанной причиной гетеросексуальных отношений. Социологические исследования свидетельствуют, что молодежь выбирает партнеров среди людей примерно того же возраста, той же расы, той же религии, того же брачного статуса, кроме того, как правило, браки гомогенны по уровню образования и социальному происхождению [цит. по 1, с. 32]. При этом гомогенность не ограничивается лишь социально-демографическими характеристиками, она затрагивает и более широкий спектр признаков.

Если обратиться к психологическим концепциям, рассматривающим выбор брачного партнера, то следует отметить их большое разнообразие. Так еще в традиционном психоанализе выбор партнера рассматривается как про-

18

цесс, направляемый образом родителя противоположного пола, и К.Г. Юнг считал, что на основе осознаваемой любви к родителю выбирается похожий на него партнер [168]. По некоторым другим существующим теориям, выбор супруга может также основываться на понятии социальной роли, что предполагает выбор партнера на основании согласия в выполнении им ролей в добрачный период и в браке [163]. Согласно взглядам других авторов, основным фактом выбора брачного партнера является сходство их ценностей. Особое внимание уделяется выбору брачного партнера с точки зрения удовлетворения потребностей индивида. Предполагается, что среди возможных партнеров человек выбирает того, кто обещает в максимальной степени удовлетворять его потребности. Последующие модификации данной теории рассматривают ролевую совместимость как один из важнейших моментов выбора брачного партнера [196].

В связи с поднимаемыми исследователями вопросами выбора партнера особое внимание уделяется подготовке молодых людей к семейной жизни. Научные исследования отечественных (С.Н. Бурова [25], И.В. Дубровина [47], В.Е. Каган [52], В.Г. Сенько [107], А.Н. Сизанов [104], В.И. Слепкова [116], Н.Г.Юркевич [152] и др.) и зарубежных (Р.К. Abell [154], R. Miljkovitch [175], D. Opozda [177] и др.) специалистов направлены на разработку разных аспектов этой проблемы. Необходимость подготовки молодежи к семейной жизни ни у кого не вызывает сомнения, но для того чтобы действовать успешно, нужно знать установки молодых людей на супружество и родительство, семейные ценности. Опросы свидетельствуют, что семья выступает безусловной ценностью для большинства молодежи. Однако психологи отмечают, что представления подростков о будущей семейной жизни слишком романтичны и далеки от действительности, что иногда приводит к непониманию, завышенным требованиям, неумению стать на позицию другого в семейной жизни.

В исследовании Н.Л. Москвичевой отмечается, что в целом по выборке студентов семья находится в интервале значимых ценностей. Вместе с тем

19

ценностные ориентации на семью на индивидуальном уровне обнаруживают значительные различия. Основными типичными образами семьи у студентов является «теплый круг общения», «стабильный организм», «убежище», «взаимная ответственность». При этом ценностные ориентации на семью сильнее выражены в женской подвыборке, чем в мужской [82].

Многочисленные исследования психологов посвящены анализу и разработке моделей вступления в брачные отношения. Представляющими наибольший интерес и имеющими непосредственное отношение к изучаемой в данном диссертационном исследовании проблеме являются следующие:

-        феноменологическая модель вступления в брачные отношения (Л.А. Коростылева, 1991) [66; 67];

-        теория привязанности в отношениях (Дж. Боулби, 1973) [159];

-        модель когнитивной репрезентации (D. Opozda, 2001) [177].

Феноменологическая   модель   вступления   в    брачные    отношения

Л.А. Коростылевой включает в себя: состояние одиночества, выбор брачного партнера, стабилизация добрачных отношений, принятие решения о вступлении в брачные отношения и вступление в брачные отношения. К принятию целесообразного решения о вступлении в брак приходит пара, успешно прошедшая фазу стабилизации добрачных отношений [66; 67]. Исследования автора показывают, что основными установками, отрицательно влияющими на эффективность взаимодействия в браке, являются постоянное ожидание активности от другого (потребительский подход), жесткая привязка к идеалу (и как следствие - постоянное желание переделывать друг друга), ожидание поведения в рамках мужских и женских стереотипов (без учета изменения этих стереотипов), при этом женщины отличаются по эмоционально-волевым, а мужчины - по коммуникативным особенностям. Также отмечается, что лица, вступившие в брак, обладают более сформированной адаптивностью по сравнению с теми, кто испытывает затруднения при вступлении в брак [66].

В теории привязанности Дж. Боулби считается, что с наступлением взрослости индивид вооружен системой представлений, предполагающих

20

определенную модель поведения, основанную на прошлом опыте. Фактически развитие любовных отношений начинается с выбора партнера, и установка на данный вид связи подвержена влиянию со стороны этих моделей поведения. Дж. Боулби предполагал, что пары формируются в зависимости от способности партнера подтверждать представления избранника относительно себя и других людей, в то же время представления другого о нем позволяют партнеру что-то изменить в себе. Так, ребенок сначала вырабатывает поведенческие стратегии привязанности, которые позволяют оптимально функционировать в семейном кругу. Затем развивается внутренняя привязанность на основе непосредственного опыта общения, который впоследствии влияет на восприятие и поведение в межличностных ситуациях. Эта внутренняя модель и родительские установки влияют на формирование уже существующего жизненного опыта. Прием «гомеостаз представлений» использовался для определения модели поведения, которая зависит от системы представлений, т.е. мы выбираем другого человека, так как он позволяет нам не меняться и вести себя согласно нашей модели поведения [159; 175]. Так, у развивающейся модели есть возможности для закрепления за человеком определенного поведения. Если закрепление модели происходит в ситуации стресса, то можно надеяться, что желание повторить те же самые ошибки не появится, что подтолкнет человека организовать отношения другого типа.

Исследователи отмечают, что у вступающих в брак имеются тендерные различия в представлениях о семье и взаимодействии в ней уже на стадии, когда еще только задумывается образ будущей семьи. Выявлено, что на восприятие других людей и, прежде всего, на представления человека о различиях других людей оказывают влияние семейные ценности и представления его родителей об отличиях других людей [154].

Изучаются и особенности когнитивной репрезентации понятия «брак» у молодых людей из семей с низким уровнем интеграции [177]. Так, молодые люди (19-24 лет) из семей с низким уровнем интеграции представляют брак как супружеские узы, сопряженные с трудностями и конфликтами. Эти кон-

21

фликты встречаются в отношениях с нарушенной коммуникацией и концентрацией на доверии, которые сосуществуют со страхом измены и ревности. Эти молодые люди имеют низкий уровень осознанности социального размера супружеской диады и часто представляют ее отдельно от семейной системы. Низкий уровень родительской супружеской интеграции приводит к тому, что представление молодых людей об опыте связано с семейной реальностью, которая характеризуется повышенным уровнем тревожности, а знания о браке связаны с тревогой и страхом, что отнюдь не способствует формированию адаптивной модели вступления в брачные отношения и дальнейшего функционирования в семье.

Представленные модели не исчерпывают все разнообразие подходов к вопросу о вступлении в брачные отношения. Однако во всех представленных моделях исследователи обращают особое внимание на взаимодействие, выработанные стратегии поведения и необходимость поведенческой адаптации партнеров.

Особое место занимают психологические исследования, посвященные анализу предбрачных отношений и их влиянию на различные аспекты супружеской жизни, представленные в работах М.А. Абалакиной [1; 2], Т.А. Гурко [40], Л.А. Коростылевой [15; 66; 67], А.Н. Обозовой [93] и др. Для понимания психологических механизмов, которые обеспечивают выбор брачного партнера, существенным является представление о том, что и развитие отношений, и их распад представляют собой не единичный акт выбора или же разрыва. Каждое из этих явлений происходит как процесс, продолжающийся во времени и проходящий несколько стадий.

Исследователи отмечают, что на этапе предбрачного знакомства основную роль играют перцептивные аспекты взаимодействия между партнерами. Отношения между партнерами в предбрачной паре, как и любые другие, строятся по определенным законам, из которых важнейшее значение имеют касающиеся регуляционной функции общения. Однако для предбрачных отношений особо актуальным вопросом остается точность межличност-

22

ного восприятия своего партнера. Результаты исследований показывают, что восприятие человека человеком, в том числе и в предбрачной паре, сопровождается особым процессом - стереотипизацией [1].

В межличностном восприятии действие подобных стереотипов проявляется в таком специфическом для предбрачных отношений «искажении» восприятия, как идеализация партнера. Этот эффект присутствует на всех этапах развития предбрачных отношений, причем является совершенно необходимым их атрибутом [1]. Существует схема процесса идеализации партнера в предбрачной паре: если А и В вступают в предбрачные отношения, то А видит В идеально и на место В реальной ставит свой образ В. Вследствие такой идеализации он стремится демонстрировать В только те свои качества, которые должны нравиться В такой, как он ее видит. Это, в свою очередь, облегчает для В идеализацию А, и она тоже так организует свое поведение, что подтверждает идеализированное впечатление о себе у А [195]. Анализ данной схемы позволяет заключить, что идеализация партнера - результат совместных действий членов диады: один стремится идеализировать, а другой ведет себя так, чтобы подтвердить свой идеализированный образ. Партнеру предъявляется предвосхищаемый им приукрашенный автопортрет, и от него в ответ ожидаются аналогичные действия.

Рассматривая роль идеализации в предбрачных отношениях, можно выделить три точки зрения на эту проблему. Первая - деструктивная — заключается в том, что идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним, однако в процессе общения идеализированный образ корректируется. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль и приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом нового, уже более реального образа партнера приводит к распаду отношений. Вторая - конструктивная - представляет идеализацию как стимул для развития личности [65]. Третья позиция заключа-

23

ется в том, что идеализация не свойственна самоактуализированным личностям, и разрабатывается в рамках гуманистической психологии [2].

Не меньше внимания уделяется исследователями и ролевой структуре в предбрачных отношениях. М.А. Абалакина [1], анализируя в диссертационном исследовании распределение ролей в предбрачных, установила, что в предбрачных отношениях женщины, как правило, стремятся к традиционному исполнению ролей, а мужчины демонстрируют эгалитарное поведение. При этом у женщин ярко выражена рефлексивная позиция, а мужчины демонстрируют полную эгоцентричность, т.е. у женщин любовь к партнеру не связана с тем, расцениваются ли как любовь чувства с его стороны (поскольку для женщин это вещи независимые).

Анализируя становление и развитие предбрачных отношений, Л.А. Коростылева выделяет факторы, затрудняющие вступление молодых людей в брак:

-        объектно-идеальный, объектно-идеалистический, объектно-идеализированный образ брачного партнера, когда человек имеет малоразвитую способность к принятию другого человека; образ может быть чрезмерно жестким, ригидным;

-        отсутствие образа будущего партнера и критериев выбора: человек стремится, чтобы сделали выбор за него, и, таким образом, переносит на другого ответственность за принятие решения;

-        прошлый негативный опыт установления брачных отношений: проявляется предвзятость по отношению к образу партнера, усиливается подозрительность к возможному претенденту;

-        завышенный уровень притязаний и субъект-объектный (потребительский) подход к отношениям, к другому человеку;

-        боязнь и нежелание ответственности [66, с. 34-35].

В западной психологии, кроме того, выделяют еще и такие факторы, затрудняющие вступление в брак, как боязнь- боязнь интимности, боязнь открытости и выражения чувств, серьезных упреков, боязнь быть покинутым,

24

боязнь потери контроля над ситуацией, боязнь потери своей индивидуальности, слияния с партнером [163; 193].

На определенном этапе предбрачные отношения трансформируются и переходят на качественно новый уровень - партнерами принимается решение о вступлении в брак. На данном этапе на одно из первых мест в научных социологических и социально-психологических исследованиях выступает изучение мотивации брака. Особое внимание этому вопросу уделяется в работах СИ. Голода [37], Н.В. Маляровой [79], Н.Г. Юркевича [151; 152] и др.

В качестве значимых уровней мотивации Н.В. Малярова выделяет:

1)      мотивацию на брак вообще,

2)      мотивацию на конкретный тип брака,

3)      мотивацию на брак именно с данным человеком [79].

В социологических исследованиях выделены 5 групп мотивов вступления в брак: а) любовь, б) моральная близость, в) материальный расчет, г) психологическая адекватность и д) моральные соображения [37]. Кроме того, выделяют шесть типов брачной мотивации:

1)      любовь, основанная на индивидуальной исключительной избирательности;

2)      симпатия и уважение;

3)      преодоление одиночества;

4)      вынужденный брак;

5)      брак по расчету (достижение имущественного или социального положения),

6)      брак по увлечению, легкомысленный [ 152].

Браки, основанные на первых трех мотивах, гораздо прочнее, так как они имеют сознательной целью создание семьи [151, с. 101]. Выстраивание типов брачной мотивации подобным образом показывает, что субъективная установка партнеров на сохранение семьи убывает от первого к шестому мотиву, что еще более дестабилизирует отношения.

Неадекватная мотивация вступления в брак на этапе формирования семьи является предпосылкой нарушения супружеских отношений в дальнейшем. Это, с одной стороны, может способствовать распаду семей, с другой -

25

явиться предпосылкой устойчивой межличностной напряженности во взаимоотношениях между супругами, имеющей следствием возникновение невротических симптомов у детей [114, с. ПО].

Знания о мотивации брачного поведения и осознание мотивов заключения брака самими супругами (или вступающими в брак молодыми людьми) могут позволить предотвратить или, по крайней мере, уменьшить число возможных разводов, а также учитывать эти факты в работе с проблемными супружескими парами.

Супружество и семья начинаются, по мнению многих исследователей, с момента вступления молодых людей в брак. В нашем исследовании основное внимание сосредоточено на супружестве. Под супружеством в большинстве работ, посвященных исследованию проблем брачно-семейных отношений, обычно понимается личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями [35; 147]. Приведенное определение фиксирует наиболее существенные черты данного понятия: неинструментальный характер связи брачных партнеров, а также равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.

Основываясь на системном подходе к изучению динамики отношений в супружеских парах, В.В. Кришталь и Г.П. Андрух предлагают следующую типологию супружества:

1.      Гармоничный (идеальный) тип супружества: максимально высокий уровень социальной, психологической, социально-психологической и сексуально-поведенческой адаптации, которые приводят к супружескому синергизму, ощущению полного удовлетворения и счастья.

2.      Дисгармоничный тип: изолированное или сочетанное нарушение адаптации супругов.

2.1. Антагонистический вариант (у супругов имеются особенности личностной аномалии, которые резко ограничивают или делают невозможным достижение адаптации на всех уровнях супружеского взаимодействия).

26

2.2. Негативно-дополняющий вариант: супруги выступают по отношению друг к другу как патологически дополняющие партнеры.

3. Псевдогармонический тип супружества: наличие у обоих супругов психопатологии или сексуальной девиации, мнимой адаптации при имеющемся несоответствии личной и общественной морали и этики.

3.1.   Псевдопозитивно-дополняющий вариант: супруги выступают по отношению друг к другу как патологически дополняющие партнеры, но такое патологическое дополнение способно обеспечивать относительную устойчивость брака.

3.2.   Псевдосимбиотический вариант: у обоих супругов имеется психический инфантилизм и патологическая зависимость друг от друга.

3.3.   Псевдосинергический вариант: отмечается мнимая адаптация супругов. Супружеская жизнь может быть внешне гармоничной, но мотивы ее носят отрицательный характер [71].

В данную типологию супружества включаются понятие адаптации супругов на разных уровнях их взаимодействия (социальном, социально-психологическом, психологическом и сексуально-поведенческом), а также понятие удовлетворенности супругов семейной жизнью. При этом авторы типологии отмечают, что для достижения гармоничного брака, при котором оба супруга ощущают удовлетворение от супружества, необходим высокий уровень адаптации, при наличии некоторой несовместимости между супругами наличие успешного супружества невозможно.

Кроме собственно брака, психологами выделяются также и альтернативные формы браков. Среди альтернативных форм брака различают собственно альтернативные браки и стилевое разнообразие в рамках единобрачия, среди них такие как: скрытая форма двоеженства, конкубинат, серийное (последовательное) многобрачие, «молодежные союзы» («пробный брак», «гражданский брак», брак «де-факто»), «Годвин-брак», регулярно-раздельный брак (commuter marriage), открытый брак (open marriage), «качающийся брак» (swinging marriage) [147, с. 17-18]. Подобные формы браков достаточно ши-

27

роко распространены в современном обществе. Однако в нашем исследовании они отдельно не рассматриваются и не подвергаются научному анализу.

Говоря о развитии семейной системы, многие исследователи отмечают, что оно не одинаково на разных этапах существования брака. В психологии на сегодняшний день существует достаточное разнообразие классификаций стажа брака семьи. Наиболее общей из них является следующая классификация браков по стажу:

-        совсем молодые браки (до 4 лет);

-        молодые браки (5-9 лет);

-        средние браки (10-19 лет);

-        пожилые браки (20 и более лет) [45, с. 119].

Отмечается, что на разных этапах брака неодинаковое значение имеют бытовая, психологическая, сексуальная адаптация супругов. Максимальную роль данные виды адаптации играют на начальных этапах супружества, а в дальнейшем они становятся фоновыми. Однако при неблагоприятном течении супружеской жизни вновь активизируются [45, с. 130]. Самый напряженный период существования семьи отмечается у супругов из группы совсем молодых (0-4 года) и пожилых (20 и более лет) браков.

В ходе совместной жизни супругов в их взаимоотношениях происходят значительные изменения, во многом определяемые этапом цикла развития семьи. Этому вопросу посвящено большое количество исследований, в том числе работы Ю.Е. Алешиной и Л.Я. Гозмана [6; 35], Е.В. Антонюк [12], Т.Ф. Велента [29], И.Ф. Дементьевой [43], А.К. Дмитренко [44], Е.С. Калмыковой [53], Ю.Н. Карандашева [170], Д.Я. Кутсара и Э.М. Тийт [75], В.Е. Семенова и Т.Н. Короткиной [106], Е.В. Трифоновой [139], Ю.В. Трофимовой [140], S.J. Bahr с сотр. [157], L.L. Cartensen с сотр. [161], J.A. Doane с сотр. [164], М. Grygielski [166], P.C.Pineo [180], B.C.Rollins, K.L. Cannon и H.Feldman [183; 184], R.B. Schafer и P.M. Keith [185], G.B. Spanier, R.A. Lewis и Ch.L. Cole [193] и др.

Переход от одного этапа развития семьи к другому всегда связан с большими или меньшими трудностями [45, с. 51]. Как правило, в кризисные

28

периоды, когда изменяются сложившиеся стереотипы и возникают трудности в жизни семьи, супруги обращаются за помощью к профессионалам. Также такие кризисные периоды могут быть выделены и на основе статистических материалов о количестве разводов. Например, третья часть всего количества разводящихся семей приходится на первый год семейной жизни [151; 152]. Помимо разводов в первые годы, отмечается увеличение их числа на 5-9 году семейной жизни и в возрастной группе супругов 50-59 лет [131].

Структура напряженности межличностных отношений неоднозначна на разных этапах супружества. Перед молодыми семьями особо остро стоят жилищные, бытовые проблемы, материальные трудности, неумение себя вести в сложных ситуациях межличностного общения, неудовлетворенность организацией свободного времени. У пожилых супругов актуализируются проблемы и психологического, и сексуального порядка, у них самая низкая удовлетворенность психологической атмосферой и общением в семье [45].

При изучении вопросов стабильности и изменений в браке психологи часто опираются на субъективные взгляды и представления людей. Проводилось исследование взаимосвязи начала супружества и его качества в среднем возрасте [179]. Разные виды начала брака и отношений в браке выделялись авторами на основе рассказов самих участников. Ими было выделено 5 типов отношений на начало брака (т.е. в случае «счастливого» начала брака выбор партнеров был хорошо обоснован, их отношения отличались страстностью и взаимностью, супруги были преданы друг другу). Во время проведения исследования испытуемые классифицировали свои брачные союзы как «брак по любви», «товарищество» (наиболее распространенный тип), «союз потребителей», «пустой» брак и развод (в эту группу входило около 21% всех участников, количество мужчин и женщин в этой группе было примерно равным). Большинство участников описывали свои семейные отношения как постоянно изменяющиеся, но была выявлена сильная связь между рассказами о настоящем браке и рассказами о начале брака у респондентов среднего возраста. Так, практически все те, кто сейчас живет в браке по любви, описывают нача-

29

ло своих семейных отношений как «счастливое». Это позволяет говорить о значении сильной положительной эмоциональной связи во взаимоотношениях супругов на протяжении всего периода функционирования семьи.

На протяжении всего периода существования семьи происходит изменение отношений между супругами и их представлений друг о друге. Так, с ростом стажа супружества растет степень подобия самооценок жен и оценок их мужьями, т.е. представления супругов о личности жены сближаются, а представления супругов о личности мужа расходятся. Кроме того, с ростом стажа брака, с точки зрения мужей, жены больше соответствуют идеалу женщины, чем мужья, с точки зрения жен, - идеалу мужчины [106]. Также установлено, что со стажем супружества растет адекватность понимания и идентификации между супругами, а особенно высоки эти показатели в стабильных парах [85; 86].

Анализ эмоционального поведения супругов в длительных браках показывает, что у супружеских пар, проживших вместе и бывших в законном супружестве, по крайней мере, 15 лет, наблюдаются хорошо установившиеся паттерны взаимодействия и эмоциональных реакций [161], а также возрастает эффективность психологической поддержки партнеров, несколько снижаясь в пожилом возрасте [45, с. 130]. Также отмечается, что с увеличением супружеского стажа доверительность у мужей значительно уменьшается, у жен, напротив, возрастает [148].

Таким образом, рассмотрение основных подходов к изучению семьи и супружества позволяет заключить следующее:

1.      Большое внимание исследователей уделяется анализу таких вопросов, как место семьи в структуре общественных отношений и историческая изменяемость брачных отношений, подготовка юношества к семейной жизни, выбор партнера, а также анализу предбрачных отношений и их влиянию на дальнейшее функционирование семьи.

2.      Семья рассматривается как малая группа, обладающая такими специфическими признаками, как нормативная заданность, тотальная включен-

зо

ность, гетерогенность группы по полу и возрасту, закрытость, полифункциональность, особая ответственность членов семьи друг за друга и интимность отношений. Семья обладает особой психологической структурой и внутренним строением, которые проявляются лишь в динамике взаимодействия ее членов. При этом супружество понимается как личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и характеризующееся симметричностью нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов. 3. Однако при изучении общих подходов к семье и супружеству не ставится задача изучения психологических механизмов взаимодействия и взаимоотношений партнеров в супружеской подсистеме.

 

Смирнова Наталья Викторовна. Модели взаимодействия супругов и их удовлетворенность браком : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : СПб., 2005 204 c.

WhatsApp Telegram