Выявляя профессионально важные качества, мы проводили ряд исследований, одно из которых - письменный опрос действующих бортпроводников разных специальностей (1,2,3 классов, бригадиров и инструкторов). Респондентам предъявлялись прошедшие экспертную оценку МГА два перечня слов, обозначающих качества характера, и предлагалось, опираясь на профессиональный опыт, определить степень важности этих качеств для профессиональной успешности и отметить их номерами по ранжиру. Были выявлены приоритеты качеств характера профессионального бортпроводника (272 респондента) и бортпроводника-инструктора (586 респондентов). Сводные результаты опроса приведены в таблицах 18 и 19. В левой части - названия качеств, стоящих на первом месте, в правой - на последнем месте. Более половины опрошенных назвали «ответственность» (57%) самым приоритетным качеством; «доброжелательность» (49%) сочли самым важным качеством около половины респондентов; далее по значимости - «трудолюбие» (37,5%) и «общительность» (30,5%) и т.д. В разряд трех наименее важных качеств попали «расчетливость» (45%), «умение услужить» (32%) и «самоуверенность» (28%).
Таблица 18. Приоритеты качеств характера профессионального бортпроводника ВС.
(п-272)
На первом месте |
На последнем месте |
||||
№ |
Качество |
Количество респондентов |
% |
Количество респондентов |
% |
1 |
Ответственность |
156 |
57 |
14 |
5 |
2 |
Доброжелательность |
133 |
49 |
9 |
3 |
3 |
Трудолюбие |
102 |
37,5 |
11 |
4 |
4 |
Общительность |
80 |
30,5 |
15 |
6 |
5 |
Аккуратность |
66 |
24 |
14 |
5 |
6 |
Порядочность |
66 |
24 |
22 |
8 |
7 |
Тактичность |
61 |
22,5 |
18 |
7 |
8 |
Внешность |
55 |
21 |
61 |
22 |
9 |
Чувство собственного достоинства |
51 |
19,5 |
35 |
13 |
10 |
Надежность |
47 |
18 |
19 |
7 |
11 |
Честность |
46 |
17,5 |
36 |
13 |
12 |
Спокойствие |
45 |
17 |
19 |
7 |
13 |
Манеры |
40 |
15 |
47 |
17 |
14 |
Пунктуальность |
37 |
14 |
40 |
14 |
15 |
Самокритичность |
26 |
10 |
60 |
22 |
16 |
Совестливость |
15 |
6 |
62 |
23 |
17 |
Умение услужить |
14 |
5,5 |
86 |
32 |
18 |
Самоуверенность |
10 |
4 |
76 |
28 |
19 |
Расчетливость |
9 |
3,5 |
122 |
45 |
20 |
Чувство юмора |
9 |
3,5 |
42 |
15 |
Нет однозначного мнения по поводу таких характеристик, как: внешность, спокойствие и чувство юмора. Аккуратность, порядочность, надежность, тактичность отмечаются как желательные, но не необходимые качества. Объективно необходимые качества (умение услужить, совестливость, самокритичность, чувство юмора) оцененные как мало значимые.
Основными ПВК бортпроводников- инструкторов, по их мнению, являются: компетентность и доброжелательность. Самыми «бесполезными» качествами - педантизм, решительность, инициативность и чувство юмора. Интересно, что, указывая на значимость доброжелательности, бортпроводники отмечают ненужность терпеливости, хотя весьма очевидна взаимосвязь этих качеств. Скорее всего, это наиболее слабое звено в наборе личностных качеств. Нет однозначного мнения по поводу таких характеристик, как: уравновешенность и организаторские способности. Аккуратность, коммуникабельность, ответственность и человечность - эти качества отмечаются как желательные, но не необходимые. Качества, объективно необходимые бортпроводнику-инструктору, но оцененные как мало значимые: решительность, инициативность, чувство юмора, аккуратность и терпение.
Таблица 19. Приоритеты качеств характера профессионального бортпроводника-инструктора.
(п-586)
|
На первом месте |
На последнем месте |
|||
№ |
Качество |
Количество респондентов |
% |
Количество респондентов |
% |
1 |
Компетентность |
390 |
66,5 |
32 |
6 |
2 |
Организаторские способности |
224 |
38 |
67 |
12 |
3 |
Практичность |
220 |
37,5 |
31 |
5 |
4 |
Доброжелательность |
181 |
31 |
42 |
7 |
5 |
Человечность |
162 |
27,6 |
68 |
12 |
6 |
Ответственность |
156 |
26,5 |
61 |
11 |
7 |
Уравновешенность |
103 |
17,5 |
46 |
8 |
8 |
Коммуникабельность |
91 |
15,5 |
72 |
12 |
9 |
Терпение |
57 |
10 |
82 |
14 |
10 |
Аккуратность |
56 |
9,5 |
147 |
25 |
11 |
Чувство юмора |
47 |
8 |
181 |
31 |
12 |
Решительность |
33 |
5,5 |
184 |
32 |
13 |
Инициативность |
30 |
5 |
165 |
28 |
14 |
Педантизм |
10 |
1,7 |
320 |
55 |
Выделены следующие профессионально важные качества (профессиональные особенности психики и профессиональные особенности личности): а) чувствительность слухового анализатора, б) отсутствие нарушений функции речи, в) высокий уровень развития мышления, г) большой объем оперативной слуховой памяти, д) способность к распределению, переключению и концентрации внимания, е) эмоциональная устойчивость, способность к эмпатии, способность к рефлексии, самоконтроль поведения, стрессоустойчивость, гибкость в поведении и общении, открытость, готовность к общению, самопринятие и способность к принятию других людей, культура вербального общения.
Филипьева Татьяна Васильевна. Психологическое содержание труда бортпроводника воздушного судна гражданской авиации : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 Москва, 2006 285 с. РГБ ОД, 61:06-19/746