Главная / Материалы / Психология профессиональной деятельности / Исследования профессионально важных качеств бортпроводника воздушных судов

Исследования профессионально важных качеств бортпроводника воздушных судов

Выявляя профессионально важные качества, мы проводили ряд исследований, од­но из которых - письменный опрос действующих бортпроводников разных специ­альностей (1,2,3 классов, бригадиров и инструкторов). Респондентам предъявлялись прошедшие экспертную оценку МГА два перечня слов, обозначающих качества ха­рактера, и предлагалось, опираясь на профессиональный опыт, определить степень важности этих качеств для профессиональной успешности и отметить их номерами по ранжиру. Были выявлены приоритеты качеств характера профессионального бортпроводника (272 респондента) и бортпроводника-инструктора (586 респонден­тов). Сводные результаты опроса приведены в таблицах 18 и 19. В левой части - на­звания качеств, стоящих на первом месте, в правой - на последнем месте. Более по­ловины опрошенных назвали «ответственность» (57%) самым приоритетным качеством; «доброжелательность» (49%) сочли самым важным качеством около половины респондентов; далее по значимости - «трудолюбие» (37,5%) и «общительность» (30,5%) и т.д. В разряд трех наименее важных качеств попали «расчетливость» (45%), «умение услужить» (32%) и «самоуверенность» (28%).

Таблица 18. Приоритеты качеств характера профессионального бортпроводника ВС.

(п-272)

На первом месте

На последнем месте

Качество

Количество респондентов

%

Количество респондентов

%

1

Ответственность

156

57

14

5

2

Доброжелательность

133

49

9

3

3

Трудолюбие

102

37,5

11

4

4

Общительность

80

30,5

15

6

5

Аккуратность

66

24

14

5

6

Порядочность

66

24

22

8

7

Тактичность

61

22,5

18

7

8

Внешность

55

21

61

22

9

Чувство собственного достоинства

51

19,5

35

13

10

Надежность

47

18

19

7

11

Честность

46

17,5

36

13

12

Спокойствие

45

17

19

7

13

Манеры

40

15

47

17

14

Пунктуальность

37

14

40

14

15

Самокритичность

26

10

60

22

16

Совестливость

15

6

62

23

17

Умение услужить

14

5,5

86

32

18

Самоуверенность

10

4

76

28

19

Расчетливость

9

3,5

122

45

20

Чувство юмора

9

3,5

42

15

Нет однозначного мнения по поводу таких характеристик, как: внешность, спокой­ствие и чувство юмора. Аккуратность, порядочность, надежность, тактичность отме­чаются как желательные, но не необходимые качества. Объективно необходимые ка­чества (умение услужить, совестливость, самокритичность, чувство юмора) оценен­ные как мало значимые.

Основными ПВК бортпроводников- инструкторов, по их мнению, являются: ком­петентность и доброжелательность. Самыми «бесполезными» качествами - педан­тизм, решительность, инициативность и чувство юмора. Интересно, что, указывая на значимость доброжелательности, бортпроводники отмечают ненужность терпеливости, хотя весьма очевидна взаимосвязь этих качеств. Скорее всего, это наиболее сла­бое звено в наборе личностных качеств. Нет однозначного мнения по поводу таких характеристик, как: уравновешенность и организаторские способности. Аккурат­ность, коммуникабельность, ответственность и человечность - эти качества отмеча­ются как желательные, но не необходимые. Качества, объективно необходимые борт­проводнику-инструктору, но оцененные как мало значимые: решительность, инициа­тивность, чувство юмора, аккуратность и терпение.

Таблица 19. Приоритеты качеств характера профессионального бортпроводника-инструктора.

(п-586)

 

На первом месте

На последнем месте

Качество

Количество респондентов

%

Количество респондентов

%

1

Компетентность

390

66,5

32

6

2

Организаторские способности

224

38

67

12

3

Практичность

220

37,5

31

5

4

Доброжелательность

181

31

42

7

5

Человечность

162

27,6

68

12

6

Ответственность

156

26,5

61

11

7

Уравновешенность

103

17,5

46

8

8

Коммуникабельность

91

15,5

72

12

9

Терпение

57

10

82

14

10

Аккуратность

56

9,5

147

25

11

Чувство юмора

47

8

181

31

12

Решительность

33

5,5

184

32

13

Инициативность

30

5

165

28

14

Педантизм

10

1,7

320

55

Выделены следующие профессионально важные качества (профессиональные осо­бенности психики и профессиональные особенности личности): а) чувствительность слухового анализатора, б) отсутствие нарушений функции речи, в) высокий уровень развития мышления, г) большой объем оперативной слуховой памяти, д) способность к распределению, переключению и концентрации внимания, е) эмоциональная устойчивость, способность к эмпатии, способность к рефлексии, самоконтроль поведения, стрессоустойчивость, гибкость в поведении и общении, открытость, готовность к общению, самопринятие и способность к принятию других людей, культура вербального общения.

 

Филипьева Татьяна Васильевна. Психологическое содержание труда бортпроводника воздушного судна гражданской авиации : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 Москва, 2006 285 с. РГБ ОД, 61:06-19/746