Главная / Материалы / Психология личности / Индивидуально-психологические особенности личности, способствующие или препятствующие психологическому благополучию личности

Индивидуально-психологические особенности личности, способствующие или препятствующие психологическому благополучию личности

Движущей силой процессов развития, в том числе и процесса самоактуализации, является не потребность в равновесии, а, напротив, сопротивление равновесию, постоянный рост и приобретение новых качеств, реализация потенциальных возможностей личности, преобразование себя и мира, то есть не столько поддержание физического и душевного равновесия, сколько достижение конкретных материальных, идеальных результатов своей деятельности. При этом очень важным представляется рассмотрение тех качественных особенностей личности, которые либо благоприятствуют, либо препятствуют реализации личностного потенциала.

Многие исследователи рассматривали темперамент как динамическую сторону характера и личности, однако подчеркивалась и узость трактовки понятия «темперамент» [Теплов, 1961].

Д.В. Сочивко [2003] предлагает более широкий термин -«психодинамика» личности, охватывая всю область индивидуальных проявлений личности. На необходимость такого обобщения указывает и В.М.Русалов [1995], подчеркивая, что формальные свойства личности не существуют сами по себе, а включаются в более высокоорганизованные структуры личности. Ученый развил концепцию общих свойств нервной системы, как основных детерминант индивидуально-психологических различий.

Современные подходы к данной проблеме носят комплексный характер, отражают функционирование различных уровней индивидуальности [В.В. Белоус, Е.П. Ильин, А.И. Крупнов, Б.Ф. Ломов и др.] и рассматривают поведение человека как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование, актуализацию потенциальных возможностей.

Самоактуализирующейся личности свойственна открытость новому, исследовательская активность, которая может быть охарактеризована как экстраверсия. Как описывает Э.В. Бабынин [2004], ссылаясь на опыт зарубежных исследователей R. Cloninger и G. Bengamine, различия между людьми по данному свойству связаны с функционированием различных нейротрансмиттеров (в данном случае — с дофаминергической системой мозга).

Другой, не менее важной характеристикой, тесно связанной с общей психической активностью, является эмоциональность. По мнению А.Г. Маклакова [2000], именно эмоции обеспечивают взаимосвязь систем физиологического и психологического уровней адаптации, нормальное функционирование которых влияет на ее успешность. Сам же процесс адаптации рассматривается сегодня практически всеми исследователями, как не только приспособительный, но и развивающий процесс.

Эмоциональные особенности характеризуют человека на разных уровнях его психической организации, выполняя важную роль в психической регуляции деятельности. Функция эмоциональности состоит в обеспечении более оптимального уровня расходования энергодинамических возможностей   [Русалов,   1995].   При   этом   большинство   исследователей рассматривают эмоциональность как сложное разноуровневое образование, включающее в себя свойства не только как индивидного, но и личностного уровня [Ильин, 2001; Колесников, 1997; Ольшанникова, 1976 и др.]. Однако следует заметить, что в современных исследованиях проблема связи эмоциональности и актуализации личностью своих возможностей представлена весьма неоднозначно. В качестве основного проявления эмоциональности рассматривается эмоциональная возбудимость [Теплов, 1961; Небылицын, 1967], эмоциональная реактивность [Стреляу, 1982], нейротизм [Айзенк, 1993], эмоциональная чувствительность [Русалов, 1995]. Э.А. Голубева [1993] располагает эмоциональность между мотивацией и темпераментом, рассматривая ее в качестве одного из структурообразующих признаков, связывающих подструктуры мотивации, темперамента, способностей и характера.

В. Д. Небылицын характеризует эмоциональность как сложную, обладающую собственной структурой совокупность свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, проявления, прекращения разнообразных чувств, аффектов, выделяя при этом эмоциональную лабильность, впечатлительность, импульсивность. В работах А.И. Крупнова [1983] приводятся данные о влиянии эмоциональных характеристик на динамику проявления активности, когда в одних случаях эмоциональность стимулирует активность, а в других - препятствует ей.

Исследование Н.В. Гришиной [2000] показало, что стратегия избегания поведения в конфликте связана с высокой эмоциональностью и низкой предметной активностью, в то время как стратегия сотрудничества — с более низкими показателями эмоциональности и высокой предметной активностью.

Факторная модель структуры личности Р. Кеттелла содержит блок качеств (факторов), характеризующих эмоциональные особенности личности, преимущественно со стороны ее темперамента: эмоциональная устойчивость (С), чувствительность (I), тревожность (О), самоконтроль (Q3), эмоциональная напряженность (Q4). При этом фактор (С) рассматривается как способность управлять настроением и эмоциями, умение найти им адекватное объяснение, реалистическое выражение. Эмоционально устойчивые люди уверены в себе, хорошо осознают действительность, постоянны в своих планах и привязанностях. С точки зрения психоанализа, именно этот фактор (С) выражает силу «Я» как меру личностной свободы от чувства вины и тревоги, с одной стороны, и способность человека к самоорганизации и самореализации, с другой.

Е.П. Ильин [2001] считает, что чем выше эмоциональная возбудимость, тем больше интенсивность возникающих эмоций; чем более выражена эмоциональность, тем более негативное влияние она оказывает на эффективность деятельности. С точки зрения Ф.Б. Березина [1988] эмоциональная устойчивость — это важный показатель интеграции поведения. Он подчеркивал, что при низкой способности к интеграции каждая актуальная потребность определяет непосредственное поведение и при блокаде ее удовлетворения легко возникает фрустрация, ослабляющая личностный потенциал.

В исследованиях Г.В. Залевского [2004] и Э.В.Галажинского [2002] экспериментально показано, что ригидность может не только блокировать выход человека за пределы устоявшихся поведенческих схем, но и за пределы жизненных обстоятельств, деятельность в которых предполагает трансформацию фиксированных форм поведения. А исследования В.М. Бызовой [1997] и Н.И. Петровой [2003] показали, что эмоциональная устойчивость тесно связана с высокой направленностью на актуализацию потенциальных возможностей.

Как считают Н.А. Курганский [1982] и Е.А. Чудина [2000], у эмоционально неустойчивой личности происходит замещение целевой регуляции деятельности на эмоциональную. В таком случае целенаправленное поведение затруднено в связи с проявлением различных эмоциональных    реакций    и    импульсивных    действий.    В    результате недостаточно развитой целевой саморегуляции эмоционально неустойчивые люди в большинстве случаев не достигают поставленных целей.

Большинство исследователей проблемы творчества [Богоявленская, 1983; Дружинин, 2000; Матюшкин, 2003 и др.] включают в число особенностей личности, стремящейся к творческой активности, такие качества, как самоконтроль, эмоциональную подвижность, уверенность в себе, уравновешенность.

Л.И. Анцыферова [1994] считает, что в противовес прогрессивной модели самоактуализации, соответствующей полноценному развертыванию возможностей человека, в регрессивной присутствует постоянная психическая напряженность и неуверенность в себе, боязнь неуспеха, высокая уязвимость и неумение строить отношения с другими, обращение к различным механизмам психологической защиты. Причем в таком случае личность воспринимает свои проекты и цели как навязанные извне, а их осуществление не как личную необходимость. Такое творчество обходится для человека очень дорого, возникающие тревогу и чувство вины можно уменьшить, избегая активности и новых контактов, но в итоге приобретаются симптомы невроза, психосоматического расстройства.

С другой стороны, как указывает Б.С. Братусь [1980], психически здоровый, эмоционально устойчивый человек, руководствующийся осознанными мотивами, волевой и целеустремленный, умело избегающий неудачи, может быть личностно ущербным.

Значимой характеристикой самоактуализирующейся личности является ее способность жить настоящим и видеть жизнь целостной во временном континууме. Экспериментальные исследования [Некрасова, 1986; Цуканов, 1988; Абульханова-Славская, Березина, 2001 и др.] выявили взаимосвязь эмоциональной саморегуляции с временными способностями личности, ее ориентацией во времени. Так, в состоянии эмоциональной напряженности, стресса человек переживает ускорение субъективного времени, расходует дополнительную энергию на порождение мыслей, чувств и действий.

В вопросах изучения особенностей природных, психологических факторов в организации индивидуального поведения и актуализации потенциальных возможностей придается большое значение и тендерным различиям. Так, А.Ф. Йорданов [2003] считает, что в результате кардинальных изменений в нашем обществе, обусловленных жесткими условиями рыночных отношений, женщины вынуждены активнее, чем в прошлые общественно-исторические периоды, использовать возможности для самореализации.

Л.Н. Собчик, автор теории ведущих тенденций, рассматривает личность как «открытую внешнему опыту саморегулирующуюся систему, включающую в свою структуру такие подструктуры как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интеллектуальные способности, способ переработки и воспроизведения информации), способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения), о Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека, в то время как его идеальное «Я» определяет направление, в сторону которого движется личность в процессе самосовершенствования» [Собчик, 1998, с. 23]. Автор вводит понятие «ведущая тенденция», опираясь на представление о том, что биологический фактор преломляется определенным образом не только в поведении и способе переживания человека, но и в его социальных установках. «Это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства» [Там же. С. 20]. Ведущая тенденция пронизывает все уровни личности и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания.

Таким образом, активность личности в направлении своего развития связана как с динамическими, так и с содержательными характеристиками личности, однако не всегда ясен характер и направление данной связи, а также условия, при которых будет проявляться данная связь в позитивном или негативном проявлении, создавая при этом основания психологического благополучия или неблагополучия личности.

 

Идобаева, Ольга Афанасьевна. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.07 / Идобаева Ольга Афанасьевна; [Место защиты: Моск. гос. лингвист. ун-т].- Москва, 2013.- 389 с.

 

WhatsApp Telegram