Курсовая, дипломная, магистерская по психологии карьеры

Тема курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии карьеры подойдет вам, если:

  • Вы сотрудник организации или были им.
  • Глубокое изучение психологических аспектов карьерного развития необходимо вам в рамках вашей профессиональной деятельности.
  • Вас интересуют проблемы профессионального развития.

Прежде чем всерьез запускаться с этой темой необходимо в самых общих чертах ответить себе на следующие вопросы:

  • В чем актуальность проблемы карьеры?
  • Разрабатывались ли эта тема в психологии?
  • Существуют ли надежные и валидные тесты для диагностики психологических показателей карьеры?

 

Содержание

 

Актуальность исследования карьеры

Подходы к проблеме карьеры в психологической науке

Эмпирическое исследование профессиональной карьеры

 

Актуальность исследования карьеры

Актуальность любой темы ВКР по психологии отражает способность исследования данной темы приблизить решение некоторой реальной проблемы. В случае темы выпускной работы по психологии, связанной с карьерой, актуальность может быть сведена к следующим тезисам:

  1. Профессиональная сфера занимает важное место в жизни человека.
  2. Оказание помочи людям в построении адекватной профессиональной карьеры – важная социальная задача. От этого зависит самочувствие сотрудников и экономическая успешность организаций.
  3. Для разработки программ помощи в построении карьеры необходимы достоверные психологические данные о психологических закономерностях формирования и развития карьеры. Решению этой задачи и будет посвящено данное исследование.

 

Подходы к проблеме карьеры в психологической науке

Дословно с французского карьера означает продвижение вперед. Большинство исследователей рассматривают карьеру как продвижение в организационной иерархии.

Д.Сьюпер выделяют несколько видов карьер:

  • экономическая – изменение положения в иерархии доходов и финансовой состоятельности;
  • социологическая – движение по лестнице социальных ролей;
  • психологическая – динамика психологических ролей, связанных с установками и ценностями личности.

А.Д.Кибанов отмечает, что карьера отражает не только рост в рамках организационной иерархии, но и в контексте профессиональных умений, материальных доходов, престижа и власти.

А.К.Маркова выделяет широкое и узкое понимание карьеры.

  • В широком смысле карьера – это этапы профессионального развития и роста личности, повышение профессионального мастерства и пр. Такое развитие может быть не связано с должностным продвижением.
  • В узком смысле карьера – это лишь должностное продвижение. В этом случае не всегда наблюдается рост профессионального мастерства.

Наиболее универсальное определение карьеры следующее – процесс продвижения в рамках профессиональной, социальной, административной иерархии, с целью повышения статуса, материальной обеспеченности и т.п.

Обсуждая проблему успешности карьеры, исследователи отмечают многозначность этого понятия, его субъективность. Для кого-то в карьерном росте важны деньги, для другого престиж, для третьего стабильность. Единственный универсальный критерий – это субъективная удовлетворенность карьерным продвижением самого человека.

Некоторые исследователи ставят знак равенства между карьерой и этапами профессионального роста: профориентация, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, рост профессионального мастерства.

В теории карьеры Э.Шейна постулируется, что в профессиональном Я личности существует целый набор, так называемых, карьерных ориентаций. Они отражают различные установки личности в профессиональной сфере. Автор создал опросник для диагностики выраженности этих карьерных ориентаций.

Сьюпер предлагает типологию карьеры, с точки зрения ее стабильности:

  • Стабильная карьера – одна профессия на всю жизнь.
  • Обычная карьера – последовательное движение по всем ступеням профессионального роста: выбор профессии, обучение, адаптация и т.д.
  • Нестабильная карьера – смена профессий и видов деятельности в течении жизни.
  • Карьера множественных проб – профессии и виды профессиональной деятельности постоянно меняются.

С.Н.Паркинсон предлагает модель стадий карьеры, которая включает 10 стадий карьерного развития, описываемых следующими понятиями: готовность, благоразумие, выдвижение, ответственность, авторитете, достижения, награды, вялость, мудрость, тупик.

Успешность карьеры конкретного человека во многом определяется правильно поставленной карьерной целью. А.С.Гусева предлагает 6 принципов определения карьерной цели:

  1. Привлекательность карьерной цели, она должна быть желанной.
  2. Она должна быть реалистичной.
  3. Карьерная цель должна быть разбита на этапы.
  4. Достигать карьерной цели следует последовательными шагами.
  5. По ходу движения к карьерной цели нужно уметь корректировать свой путь.
  6. Нужно постоянно оценивать успешность продвижения к карьерной цели.

Много психологических исследований посвящено изучению психологических факторов карьеры. То есть, психологи выявляют влияние на успешность карьеры различных психологических показателей.

Обобщая результаты исследований можно отметить следующие личностные особенности, которые, с точки зрения исследователей, позитивно влияют на карьерное развитие: адекватная самооценка, самоуважение, способность к планированию, умеренная тревожность; личностная зрелость; мотивация достижения; самоконтроль, интернальность; коммуникативность, организаторские навыки и др.

Мешают карьерному росту такие качества как нерешительность, неспособность сосредоточиться, высокая тревожность, боязнь успеха, боязнь неудачи, избегание риска, перфекционизм.

 

Эмпирическое исследование профессиональной карьеры

При разработке плана эмпирического исследования карьеры важно определится со следующими моментами:

  • Выборка.
  • Методики.
  • Метод статистического анализа.

Для эмпирического исследования карьеры хорошо подойдут сотрудники какой-либо организации, так как для них актуален вопрос профессионального роста и карьеры.

Наиболее известной тестовой методикой диагностики карьеры является Методика оценки карьерных ориентаций Э.Шейна «Якоря карьеры» (Адаптация В.А.Чикер и В.Э.Виноурова). Тест повзоляет выявить выраженность у испытуемых 8-ми карьерных ориентации: функциональная или техническая (профессиональная) компетентность; менеджмент (управление); автономия; стабильность (работы и места жительства); служение; вызов; интеграция стилей жизни и предпринимательство.

Что касается идеи эмпирического исследования и тесно связанным с ней метода статистической обработки, то в данном случае возможны два варианта:

  1. Сравнительный анализ карьерных ориентация в двух группах. Например, у мужчин и женщин или у сотрудников разных организаций, или сотрудников с разным стажем работы и т.д. Метод статистического анализа в данном случае – U-критерий Манна-Уитни.
  2. Выявление взаимосвязи карьерных ориентаций личности с личностными особенностями испытуемых. В качестве личностных особенностей могут быть взяты ценностные ориентации, мотивация, установки и пр. Метод статистического анализа в данном случае – расчет корреляций.

 

© СтудентуПсихологу.рф