Тема курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии карьеры подойдет вам, если:
Прежде чем всерьез запускаться с этой темой необходимо в самых общих чертах ответить себе на следующие вопросы:
Содержание
Актуальность исследования карьеры
Подходы к проблеме карьеры в психологической науке
Эмпирическое исследование профессиональной карьеры
Актуальность любой темы ВКР по психологии отражает способность исследования данной темы приблизить решение некоторой реальной проблемы. В случае темы выпускной работы по психологии, связанной с карьерой, актуальность может быть сведена к следующим тезисам:
Дословно с французского карьера означает продвижение вперед. Большинство исследователей рассматривают карьеру как продвижение в организационной иерархии.
Д.Сьюпер выделяют несколько видов карьер:
А.Д.Кибанов отмечает, что карьера отражает не только рост в рамках организационной иерархии, но и в контексте профессиональных умений, материальных доходов, престижа и власти.
А.К.Маркова выделяет широкое и узкое понимание карьеры.
Наиболее универсальное определение карьеры следующее – процесс продвижения в рамках профессиональной, социальной, административной иерархии, с целью повышения статуса, материальной обеспеченности и т.п.
Обсуждая проблему успешности карьеры, исследователи отмечают многозначность этого понятия, его субъективность. Для кого-то в карьерном росте важны деньги, для другого престиж, для третьего стабильность. Единственный универсальный критерий – это субъективная удовлетворенность карьерным продвижением самого человека.
Некоторые исследователи ставят знак равенства между карьерой и этапами профессионального роста: профориентация, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, рост профессионального мастерства.
В теории карьеры Э.Шейна постулируется, что в профессиональном Я личности существует целый набор, так называемых, карьерных ориентаций. Они отражают различные установки личности в профессиональной сфере. Автор создал опросник для диагностики выраженности этих карьерных ориентаций.
Сьюпер предлагает типологию карьеры, с точки зрения ее стабильности:
С.Н.Паркинсон предлагает модель стадий карьеры, которая включает 10 стадий карьерного развития, описываемых следующими понятиями: готовность, благоразумие, выдвижение, ответственность, авторитете, достижения, награды, вялость, мудрость, тупик.
Успешность карьеры конкретного человека во многом определяется правильно поставленной карьерной целью. А.С.Гусева предлагает 6 принципов определения карьерной цели:
Много психологических исследований посвящено изучению психологических факторов карьеры. То есть, психологи выявляют влияние на успешность карьеры различных психологических показателей.
Обобщая результаты исследований можно отметить следующие личностные особенности, которые, с точки зрения исследователей, позитивно влияют на карьерное развитие: адекватная самооценка, самоуважение, способность к планированию, умеренная тревожность; личностная зрелость; мотивация достижения; самоконтроль, интернальность; коммуникативность, организаторские навыки и др.
Мешают карьерному росту такие качества как нерешительность, неспособность сосредоточиться, высокая тревожность, боязнь успеха, боязнь неудачи, избегание риска, перфекционизм.
При разработке плана эмпирического исследования карьеры важно определится со следующими моментами:
Для эмпирического исследования карьеры хорошо подойдут сотрудники какой-либо организации, так как для них актуален вопрос профессионального роста и карьеры.
Наиболее известной тестовой методикой диагностики карьеры является Методика оценки карьерных ориентаций Э.Шейна «Якоря карьеры» (Адаптация В.А.Чикер и В.Э.Виноурова). Тест повзоляет выявить выраженность у испытуемых 8-ми карьерных ориентации: функциональная или техническая (профессиональная) компетентность; менеджмент (управление); автономия; стабильность (работы и места жительства); служение; вызов; интеграция стилей жизни и предпринимательство.
Что касается идеи эмпирического исследования и тесно связанным с ней метода статистической обработки, то в данном случае возможны два варианта:
© СтудентуПсихологу.рф