Главная / Материалы / Понятие личностной автономии

Понятие личностной автономии

Исследование проблемы личностной автономии представляет собой реализацию идей построения вершинной психологии личности в рамках отечественной традиции, заложенной еще Выготским. Личностная автономия означает возможность для человека выхода за пределы, конкретной ситуации, в которой он находится, возможность абстрагирования от непосредственных внешних воздействий и выбор поведения на основе собственных внутренних критериев. При этом проявления личностной автономии следует отличать от слепого и бездумного следования любому исходящему внутреннему импульсу или желанию человека, последние далеко не всегда приводят к позитивному для развития личности результату. В качестве таких внутренних сил, которые могут оказаться деструктивными для проявления автономии человека, можно указать всевозможные личностные сценарии и игры, имеющие отрицательный результат (Берн, 1995). Человек сам является причиной своих поступков, исходя из определения понятия автономии-своезакония, сам формулирует принципы и основания, по которым он живет.

В данной работе под личностной автономией мы будем понимать такие проявления в поведении, сознании, чувствах и мыслях человека, которые обусловлены именно его личностными побуждениями, а не ситуативными факторами, социальными требованиями или интроектированными правилами. Личностная автономия является одним из наиболее ярких проявлений самореализации человека. Она является компонентом саморегуляции личности в сфере мотивации. Также личностную автономию можно определить как психологический конструкт, описывающий способность человека быть самим собой, знать, что он хочет, и уметь это реализовать.

Само понятие только начинает обретать свой статус в профессиональной психологической сфере. Вот варианты определений понятия «автономия», встречающиеся в психологической литературе: «Автономия — право самостоятельного принятия решения» (Григорьева, Усольцева, 1999, с. 198); "Относящееся к политике по своему происхождению понятие автономии развилось из рудиментарного понятия, связанного с независимостью древнегреческих городов-государств, и превратилось в психологический конструкт с множеством теоретических концептуализации, операциональных определений и смыслов, характеризующий "авто- (само (self)) -номного (задающего правила (ruling))" индивида"(Нте1, Pincus, 2002, р.279), автономия как ориентация на собственный закон (Леонтьев Д.А., 2002а; Мамардашвили, 2000). В таком психотерапевтическом направлении, как психотерапия опыта (experientialism) автономия рассматривается через сопоставление с понятием аутизма, в противовес которому она определяется как "ответственное партнерство" (Cohn, 1975, р.38), близким понятию автономии является, с точки зрения психотерапии опыта, понятие аутентичности. Автономия личности может пониматься как обособленность личности, ее способность к самоопределению своих позиций и быть связанной с одной из высших характеристик личности - ее духовностью (Еникеев, 2001). Если все же попытаться обобщенно определить сущность данного понятия, то личностная автономия рассматривается как некий «внутренний стержень», интериоризированная форма внешней регуляции, ставшая саморегуляцией и приобретшей качественно иную форму.

Проблематика автономии личности периодически «всплывает» в психологии, но подробной проработки до сих пор не получила. "Автономия представляет собой конструкт, для которого отсутствуют как теоретическая гомогенность, так и устойчивые и общепризнанные операциональные определения" (Hmel, Pincus, 2002, р.279). Да и в обыденной речи использование слова «автономия» в качестве характеристики психологических качеств личности нетрадиционно. Как отметил М.К. Мамардашвили, «к сожалению, в русском языке стерся изначальный смысл слова «автономия», что означает своезаконие» (Мамардашвили, 2000, с.253). Если говорить о профессиональном понимании термина «автономия» психологами, то наиболее часто встречающимися являются такие трактовки, как: своезаконие, самоуправление (саморегуляция, самодетерминация), сепарация и дифференциация от других людей, психологическая уязвимость как индикатор склонности к депрессии.

Для того чтобы выяснить, какое значение вкладывается в это понятие за пределами психологического сообщества, нами был проведен анализ возможных интерпретаций конструкта представителями различных областей деятельности. В исследовании делалась попытка выяснить, какие значения вкладываются в понятия «психологическая автономия человека», а также понятий «свобода человека» и «свобода выбора», предположительно, близких по значению1. Были опрошены 40 человек (15 мужчин и 25 женщин) с гуманитарным, экономическим, техническим и естественнонаучным образованием. Половину опрошенных представляли студенты разных ВУЗов, из них 10 студентов-психологов МГУ. Респондентам было предложено в письменном виде дать определение указанным понятиям в соответствии со своими собственными представлениями. Затем проводился содержательный анализ полученных данных. Результаты показали, что определение свободы человека изменяется в зависимости от возраста респондентов. В 18-25 лет говорят о «свободе от» (независимости) и о самовыражении, соблюдая при этом свободу других, а в более старшем возрасте - о «свободе для», гармонии с окружающим миром, самореализации и созидании. Прослеживалась также некоторая связь формулировок с профессиональной направленностью респондентов, а также с их религиозными убеждениями. Также можно выделить две группы интерпретаций по критерию эмоционального или рационального отношения: интеллектуальное понимание и определение свободы и субъективное переживание свободы самим человеком. Говоря о свободе выбора, опрошенные подчеркивали ее ограничения в двух вариантах: внешние обстоятельства и внутренние психологические условия (в меньшей степени). Толкование психологической автономии респондентами, в целом, можно разделить на несколько групп: самодостаточность, относительная независимость от окружения, самоуправление, саморегуляция; индивидуальность человека, его внутренний мир, не доступный никому; сознательный акт самоопределения как автономный и осуществляемый зрелой личностью; одиночество, изоляция, аутизм. Таким образом, сопоставив профессиональные психологические определения понятия автономии с интерпретациями, которые дали испытуемые, участвовавшие в исследовании, можно сделать вывод о наличии сильного сходства в интерпретации конструкта и теми, и другими. Интересно отметить, что среди ответов, данных испытуемыми, прослеживаются почти все те возможные определения понятия автономии, которые даются психологами-исследователями.

Личностная автономия является вектором направленности развития личности человека. Проявления личностной автономии будут являться показателями достижения уровня личностной зрелости. Автономность личности может служить показателем личностного здоровья и психической устойчивости, индикатором позитивного направления личностного развития. Наличие в личности механизма такого рода может позволить ей преодолеть неблагоприятные условия собственного развития, преодолеть возможные зачатки отклонений. Личностная автономия суть специфика мотивационной сферы здорового личностного развития. И наоборот, отсутствие личностной автономии, как одной из базовых составляющих личностного здоровья, может приводить к психическим нарушениям разной степени тяжести. Это и психосоматические проявления, неврозы, а также и сильные нарушения, вплоть до тяжелых психотических проявлений (Deci, 1980).

Личностная автономия представляет собой комплексный психологический конструкт, описывающий проявления специфических свойств личности человека. Можно говорить о том, что личностная автономия является одним из базовых психологических механизмов, связанных с такими сферами психического как ценности, смыслы, мотивы (Леонтьев Д.А., 1997а).

Очевидно, что в силу комплексного строения психики человека личностная автономия затрагивает при этом не только мотивацию и волевые проявления, но и эмоциональные процессы, определяет личностную структуру, влияет на сферу восприятия, сопряженную с личностными механизмами. Поскольку мотивационная сфера тесно связана и с процессом мышления (Тихомиров, 1984), то личностная автономия может опосредованно быть характеристикой и мыслительной сферы.

Может показаться, что такие черты проявления личностной автономии как обособленность человека, его отказ от следования за толпой, упор на самостоятельную позицию и точку зрения могут свидетельствовать о противоречии автономного субъекта социальным стандартам, нормам, его «ненужности», отторгнутости обществом. Но если обращать внимание на сущностные, глубокие проявления, то становится понятно, что личность такого склада может быть названа скорее авангардом человеческого развития, поскольку она готова принять новые взгляды и двигаться в новом направлении не вопреки большинству, которое придерживается консервативных взглядов, а независимо от него. Такие люди часто становились во главе исторических процессов нового этапа (например, Лютер). Понимание поступков, совершаемых на такого рода основаниях возможно при рассмотрении их в контексте «системы координат» ценностей, присущих не конкретной ограниченной группе людей, а «базирующихся на общечеловеческой культуре» (Зинченко, Моргунов, 1994, с.269). Личностная автономия подразумевает, скорее, отказ от бездумного подчинения разного рода штампам и клише, таким, например, как социальный стереотип - «устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде» (Большой психологический словарь, 2003, с.524). При этом, безусловно, нельзя отрицать позитивную роль общества в формировании и осуществлении автономии личности. Этот вклад реализуется в форме всего того психологического содержания, которое человек усваивает и реализует в течение всей своей жизни. Здесь важное место занимает коллектив, группа, в которую включен индивид, под влиянием которой происходит формирование его личности и в которой его личность проявляет себя (Петровский А.В., 1982).

Как и многие другие личностные характеристики, основы личностной автономии формируются еще в раннем детстве. Для того, чтобы в человеке сформировалась личностная автономия как зрелая форма саморегуляции, необходимы соответствующие способы его воспитания и образования, начиная с самого раннего детского возраста. Ребенок должен расти в условиях, способствующих поддержке его инициативности и самостоятельности. Нарушения, возникающие в сфере личностной автономии, могут появиться в любом возрасте. Они могут быть устранены посредством психотерапевтической коррекции (Deci, 1980).

Эмпирическими проявлениями личностной автономии служат поведенческие характеристики человека. Особенности речевых проявлений, характеристики действий в ситуации выбора и принятия решений, типы эмоциональных процессов, сопровождающих деятельность, особенности сознательных и неосознаваемых установок, проявления личностной зрелости, понимаемые как умение осознавать и принимать все больше «темных» сторон собственной личности. Автономия связана с высоким уровнем интегрированности «я», с открытостью опыту, с дифференцированным отношением к событиям и к собственному поведению (его внешним и внутренним проявлениям). При высоком уровне автономии наблюдается меньше защитных механизмов и фильтров при восприятии информации, человек способен открыто выражать «отрицательные» эмоции и при этом проявлять меньше проекций на других людей. Преобладают переживания связанные с непосредственной реальной ситуацией, выше проявления честности во всех типах межличностных отношений и выбор сильнее переживается как собственный (Hodgins, Knee, • 2002).

Личностная автономия может иметь разную степень проявления у разных людей. Уровень автономности может быть определен посредством психодиагностических методик (Hmel, Pincus, 2002). Однако в отличие, например от темперамента, являющегося устойчивой психологической характеристикой, сохраняющейся, как правило, в течение всей жизни человека и связанной с его анатомо-физиологическими особенностями (Большой психологический словарь, 2003), выраженность личностной автономии может различаться у одного и того же человека в разное время в результате как его собственных усилий, так и влияния окружения и не является жестко предопределенной.

Если сравнивать значения понятий самодетерминации и личностной автономии, то можно отметить, что четкой границы между этими понятиями нет, часто их используют как синонимичные, однако личностная автономия рассматривается как более широкое понятие, поскольку допускает и иные трактовки. «Самодетерминация является главной темой феноменологического подхода к изменению личности. Это предполагает, что люди сами могут изменить свою личность» (Liebert, Spiegler, 1994, р.264).

Из сказанного выше очевидно, что личностная автономия не означает психической изоляции человека, отсутствия у него контакта с внешним миром. Наоборот, если аутизм характеризует личность, замкнутую на самой себе и не умеющую войти в контакт с внешним миром (Большой психологический словарь, 2003), то личностная автономия, в противоположность этому, есть проявление личности, смело и открыто принимающей внешние стимулы и зрело взаимодействующей с внешними по отношению к ней составляющими. Автономный индивид, в отличие от аутичного индивида, обладает способностью коммуницировать с другими людьми, быть включенным в различные ситуации и адекватно действовать в них, не боясь при этом потерять целостность собственного «я», поскольку его личность является целостной и гибкой одновременно.

Личностная автономия не означает также напряженного противостояния человека миру. Поскольку, как уже отмечалось, автономная личность является, прежде всего, личностью зрелой, то наличие личностной автономии в корне отличается от столь характерного для подросткового возраста «выпячивания» собственных индивидуальных особенностей или позиции. Автономный человек сам выбирает, какую в каком конкретном случае позицию ему следует занять. В одной ситуации он может согласиться с существующим порядком и нормами, в другой - отстаивать свою точку зрения, несмотря на кажущуюся абсурдность подобных действий. Автономия дает возможность избавиться от двух видов «рабства»: подчиненности внешним стимулам и подчиненности собственным ранее принятым решениям (Леонтьев Д.А., 2002а).

 

Источник: Дергачева Ольга Евгеньевна. Личностная автономия как предмет психологического исследования : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Москва, 2005. - 162 с.

Теги личность